Рекомендации по эксплуатации
Вряд ли стоит говорить о том, что на сухозаряженные автомобильные аккумуляторы распространяется особая инструкция по их эксплуатации. Единственное отличие от обычных АКБ заключается лишь в том, что у сухозаряда нет электролита. Его нужно добавлять самостоятельно перед вводом в эксплуатацию.
Затем АКБ превращается в обычную WET батарею. И дальнейшее обслуживание введённого в работу сухозаряженного аккумулятора предусматривает выполнение таких рекомендаций:
- периодически проверять напряжение;
- делать замеры плотности;
- около 2 раз в год разряжать и заряжать АКБ полностью.
Некоторые проводят периодически тренировочные циклы, что также направлено на продление срока службы.
Как проверить плотность аккумулятора
Дабы обеспечить правильную работу аккумуляторной батареи, плотность электролита следует проверять каждые 15-20 тыс. км пробега. Измерение плотности в аккумуляторе осуществляется при помощи такого прибора как денсиметр. Устройство этого прибора состоит из стеклянной трубки, внутри которой ареометр, а на концах — резиновый наконечник с одной стороны и груша с другой. Чтобы произвести проверку, нужно будет: открыть пробку банки аккумулятора, погрузить его в раствор, и грушей втянуть небольшое количество электролита. Плавающий ареометр со шкалой покажет всю необходимую информацию. Более детально как правильно проверить плотность аккумулятора рассмотрим чуть ниже, поскольку есть еще такой вид АКБ, как необслуживаемые, и в них процедура несколько отличается — вам не понадобится абсолютно никаких приборов.
Индикатор плотности на необслуживаемой АКБ
Плотность необслуживаемого аккумулятора отображается цветовым индикатором в специальном окошке. Зеленый индикатор свидетельствует, что все в норме (степень заряженности в пределах 65 — 100%), если плотность упала и требуется подзарядка, то индикатор будет черный. Когда в окошке отображается белая или красная лампочка, то нужен срочный долив дистиллированной воды. Но, впрочем, точная информация о значении того или иного цвета в окошке, находится на наклейке аккумуляторной батареи.
Теперь продолжаем далее разбираться, как проверять плотность электролита обычного кислотного аккумулятора в домашних условия.
Проверка плотности электролита в аккумуляторе
Итак, чтобы можно было правильно проверить плотность электролита в аккумуляторной батарее, первым делом проверяем уровень и при необходимости его корректируем. Затем заряжаем аккум и только тогда приступаем к проверке, но не сразу, а после пары часов покоя, поскольку сразу после зарядки или долива воды будут недостоверные данные.
Следует помнить, что плотность напрямую зависит от температуры воздуха, поэтому сверяйтесь с таблицей поправок, рассматриваемой выше. Сделав забор жидкости из банки аккумулятора, держите прибор на уровне глаз – ареометр должен находиться в состоянии покоя, плавать в жидкости, не касаясь стенок. Замер производится в каждом отсеке, а все показатели записываются.
Таблица определения заряженности аккумулятора по плотности электролита.
Автомобиль с плохим аккумулятором не является надёжным транспортным средством. Опытные водители знают, что такое «севший» аккумулятор, и к каким неприятностям это в итоге приводит. Чтобы не случалось неприятных сюрпризов в дороге, АКБ нужно правильно и вовремя обслуживать — в том числе знать и о том, как самостоятельно проверить плотность аккумулятора.
Восстановление автомобильного аккумулятора после глубокой разрядки
Аккумулятор не вырабатывает электрическую энергию, а сохраняет ее, преобразованной в химическую. Напряжение это разность потенциала между двумя клеммами элемента. Она должна быть равной 2,1 В при полном заряде. Во время зарядки положительные частицы собираются на аноде, поглощая электрическую энергию. Разряжаясь, ионы с анода переходят на катод, отдают энергию в виде импульса в сеть потребителя.
Проводником служит электролит – раствор серной кислоты стандартной плотности. В период разряда на поверхности пластин появляются мелкие кристаллы PbSO4. Но глубокий разряд приводит к образованию крупных нерастворимых кристаллов. Это значит, электролит обедняется, становится слабее и не способен создавать нужную емкость энергии. Образование на пластинах нерастворимого осадка затрудняет прохождение тока, возрастает сопротивление. Аккумулятор сел. Восстановление заряда АКБ зависит от разрушения осадка сульфата цинка.
Другой причиной потери емкости может быть короткое замыкание в одном или нескольких элементах. Отрицательные и положительные пластины разделены сепараторами. Но удар, постоянная тряска, плохое крепление корпуса в гнезде могут вызвать смещение пластин, их соприкосновение. Признаком станет разогрев корпуса, потеря общего напряжения на 2,1 В ( неработающая банка). Восстановление емкости АКБ при КЗ требует замены банки или воздействия импульсным током в 100 А.
Ford Mondeo: Проверка уровня электролита в аккумуляторе
Ford Mondeo / Руководство по техобслуживанию и ремонту автомобиля Ford Mondeo / Электро-техническое оборудование / Проверка уровня электролита в аккумуляторе
С завода ваш Mondeo уходит чаще всего с не требующим техобслуживания свинцово-кальциевым
аккумулятором (Са) на борту. Ее срок службы сильно зависит от условий эксплуатации:
любой пуск холодного двигателя, преимущественная езда на короткие расстояния с большим
количеством остановок перед светофором, а также движение в режиме «Stop-and-go»,
любой дополнительный потребитель (кондиционер, обогреваемое переднее и заднее стекло,
вентиляция салона, свет фар, и т. д.) воздействуют на электрический аккумулятор
сильнее, чем регулярные рейсы на длинные дистанции. Но все-таки от двух до трех
лет новые аккумуляторы могут продержаться. Если вы должны оснастить свой Mondeo
новым аккумулятором, то Ford предписывает использование Са-аккумулятора. Если вы
все таки решились на более дешевый запасной аккумулятор с обслуживаемыми элементами,
то время от времени должны проверять электролит аккумулятора. Электролит представляет
из себя серную кислоту, которая разбавлена дистиллированной водой.
Высокие температуры окружающей среды или дефектный регулятор напряжения выводят
эту смесь из состояния равновесия – вода испаряется. Во время долгого стояния автоматически
происходит саморазрядка аккумулятора. Это также может привести к «недостатку воды»,
как и глубокий разряд внешнего токопотребителя (например, холодильный узел в прикуривателе).
Доливайте необходимый объем только дистиллированной водой – водопроводная вода,
как и кипяченая, содержит токопроводящие соли и другие минеральные вещества, которые
оказывают на аккумулятор отрицательное действие. В «удобных для сервисного обслуживания»
аккумуляторах «испаряемая» вода конденсируется в трубопроводном лабиринте над ячейками
и остается в аккумуляторе.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Уровень электролита в корпусе должен доходить как минимум до метки «MIN» (пластины
должны быть хорошо утоплены).
Можно доливать малые дозы кислоты. Для этого отвинтите или отогните запорную
пробку сверху крышки аккумулятора.
Недостающий объем заряженного аккумулятора доведите до верхнего штриха (примерно
15 мм над пластинами) за счет дистиллированной воды.
Сильно разряженный аккумулятор доливайте до тех пор, пока пластины не будут накрыты
– уровень кислоты во время процесса зарядки повышается. При необходимости долейте
недостающий объем до метки «MAX».
Никогда не переполняйте аккумулятор – ибо кислота будет вытекать из запорной
пробки или боковых вентиляционных отверстий. Это приведет к «цветущей» коррозии
и образованию белых кристаллов кислоты как на поверхности аккумулятора, так и рядом
с его местонахождением
С помощью латунной щетки осторожно удалите кристаллы и затем
смойте эту «грязь» большим количеством воды. При этом предварительно не забудьте
отсоединить клемму 31 (минусовой полюс) аккумулятора
Уход за контактами
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Смойте окислы кристаллов на клеммах аккумулятора теплым раствором соды. Еще лучше
использовать для этого специальный очиститель «Neutralon».
Затем смажьте полюса аккумулятора и проводные клеммы противоокисляющей смазкой
«Ft 40v1» (Bosch)
Внимание: Не наносите смазку между поверхностями полюсных контактов
Генератор
Мобильная силовая установка: компактный генератор
1 — Корпус, 2 — Статор, 3 — Ротор, 4 — Электронный полевой регулятор с держателем
угольных щеток, 5 — Контактное кольцо, 6 — Выпрямитель, 7 — Вен …
Проверка аккумуляторной батареи
Если, несмотря на нужный уровень электролита в аккумуляторе, она создает «вялое»
впечатление, с помощью специального прибора проверьте степень разряженности. Упрощенно
этот прибор представляет из …
Другое на сайте:
Суппорт переднего тормоза
Предупреждение На автомобилях, оборудованных ABS, отсоедините аккумулятор перед
рассоединением любого гидравлического соединения тормозной системы и повторно подсоедините
аккумулятор только после …
Память для водительского сиденья
Память для водительского сиденья дает возможность запомнить Ваши индивидуальные
регулировки положения сиденья и наружных зеркал. Максимально три человека могут
занести в память свои индивидуальн …
Нижние поперечные рычаги
Детали нижнего поперечного рычага и его крепления
1 — поворотный кулак со ступицей 2 — приводной вал 3 — шплинт 4 — гайка, 72 —
88 Н•м 5 — гайка и шайба, 95 — 120 Н•м 6 — нижний поперечный рычаг …
Как проверить аккумулятор ареометром и мерной трубкой
Электролит – это кровь любой аккумуляторной батареи. Поэтому чтобы проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность, нужно обязательно измерить уровень и плотность электролита в нём.
Уровень электролита измеряется при помощи прозрачной стеклянной мерной трубки, а его плотность – специальным прибором, который называется ареометр. И уровень, и плотность электролита замеряются в каждой банке (отверстие для заливки электролита) аккумулятора отдельно.
Чтобы узнать уровень электролита в конкретной банке аккумуляторной батареи нужно опустить в неё мерную трубку, а после того как она упрется в сетку сепаратора, пальцем зажать её верхний конец (как на рисунке выше) и вытащить наружу. В нижнем конце трубки будет находиться электролит, уровень которого соответствует уровню электролита в банке аккумулятора.
Нормальным уровнем электролита в банках аккумулятора считается уровень, соответствующий 10-15 мм.
При пониженном уровне электролита в банке, следует долить дистиллированную воду. А если уровень повышен, то его нужно привести в соответствие с нормой.
Также обратите внимание на цвет электролита – он должен быть прозрачным. Его потемнение указывает на оплывание пластин аккумулятора, вызванное нарушением режима зарядки или попаданием внутрь каких-то посторонних примесей, и говорит о скорой потере батареей способности держать нагрузку
Плотность электролита также измеряется в каждой банке АКБ отдельно. При проверке аккумулятора автомобиля на работоспособность, по плотности электролита можно определить степень его разряда.
Чтобы проверить плотность аккумулятора ареометром необходимо патрубок прибора опустить до упора в открытую банку АКБ, после чего, при помощи груши в его верхней части, нужно втянуть внутрь такое количество электролита, чтобы поплавок всплыл. В результате, деления на поплавке внутри колбы ареометра укажут плотность электролита, находящегося в нём.
Подробнее о том, как проверить плотность аккумулятора ареометром, смотрите на видео в конце этой статьи.
В таблице ниже приведены нормы значений плотности электролита в автомобильных аккумуляторах, в зависимости от климатических зон эксплуатации автомобиля.
Климатические зоны (средняя месячная температура воздуха в январе) | Плотность электролита приведенная к 25 °С, г/см3 | |
Заливаемого | В полностью заряженной батарее | |
Очень холодная зона(от -50 °С до -30 °С) | 1,27 | 1,29 |
Холодная зона(от -30 °С до -15 °С) | 1,26 | 1,28 |
Умеренная зона(от -15 °С до -4 °С) | 1,24 | 1,26 |
Жаркая зона(от -15 °С до +4 °С) | 1,22 | 1,24 |
Тёплая влажная зона(от +4 °С до +6 °С) | 1,20 | 1,22 |
Принято считать, что для России нормальная плотность электролита в аккумуляторе автомобиля составляет 1,27 г/см3.
Понижение плотности электролита на 0,01 г/см3 от нормы соответствует его разряженности (потере ёмкости) примерно на 5-6%. Таким образом, если ареометр покажет, что замеряемая плотность электролита равна, к примеру, 1,22 г/см3, то это означает, что аккумулятор разряжен на 25-30%.
Что влияет на срок службы аккумулятора автомобиля
Большинство современных АКБ — кислотного типа и не являются обслуживаемыми, то есть, разбирать их не придётся. Производители закладывают минимальный период службы, равный 3 годам. На практике многие батареи спокойно выхаживают и 5–6 лет. Однако есть факторы, которые этот срок уменьшают:
Температура эксплуатации. Например, в зимнее время года АКБ сложнее запустить двигатель, поскольку она сама сильно охлаждена. В зимние месяцы лучше воздержаться от частых и коротких поездок, за время которых ёмкость не успевает восстановиться. Однако летняя жара тоже негативно воздействует, из-за чего происходит сульфатация пластин. Сниженная ёмкость будет ощущаться с наступлением холодов.
Состояние бортовой сети автомобиля. Любая утечка питания приводит к тому, что батарея недополучает необходимый ей заряд. Неправильная работа генератора также вызывает недозаряд АКБ и процесс сульфатации. Некоторые водители дополнительно ставят реле регулятора, чтобы сохранить эксплуатационные качества своей батареи как можно дольше.
Процессы коррозии и крепление. Следует поддерживать АКБ в чистом состоянии, не допуская пятен и очагов повышенной влажности. Коррозия может преждевременно разрушить корпус изделия
Особое внимание стоит уделить креплению, ведь на ухабах батарея может запросто вылететь из своего посадочного гнезда. Плохо закреплённое изделие может спровоцировать замыкание, если какая-то из клемм окажется плохо зажатой.
Техника безопасности
Внимание! Герметизированный аккумулятор содержит в себе кислотный раствор. Попадание его на незащищенную кожу может привести к ожогам.
- Мы настоятельно рекомендуем использовать средства защиты при осуществлении разбора источника питания. Категорически нельзя переворачивать или встряхивать банки. Это может привести к замыканию.
- Если крышка аккумулятора фиксируется с помощью застёжек, постарайтесь их не сломать. В случае поломки деталь придётся приклеивать, а это не гарантирует безопасной эксплуатации источника питания.
- Желая расколоть АКБ с помощью инструмента, выберите специальные средства, которые помогут защитить глаза от осколков.
Можно ли смело говорить о том, что из необслуживаемого аккумулятора можно сделать обслуживаемый? Конечно, закрытую батарею можно переделать! Если цель вскрытия аккумулятора — добыча свинца для рыбалки или охоты, то соблюдая ряд предосторожностей, можно легко справиться одним лишь молотком
Нужно ли долить воду или электролит?
Новый необслуживаемый аккумулятор, исправно работающий на вашем автомобиле, вскрывать и обслуживать не нужно.
Если он подвергался длительному перезаряду, переворачивался, резко упали характеристики — только тогда нужно задуматься либо о приобретении новой батареи, либо о том, как разобрать и восстановить неисправный АКБ.
Когда нужно обслуживать аккумулятор:
- Если на просвет заметно, что в одной банке меньше электролита.
- Низкое напряжение на клеммах, и зарядка не дает эффекта.
- Емкость аккумулятора заметно уменьшилась.
- Электролит вылился из-за повреждения корпуса.
- Выполняя восстановление после сульфатации АКБ.
Общие положения и основные неисправности аккумуляторных батарей
Аккумуляторные батареи могут быть составляющими как энергообеспечения, так и энергопотребления.
1.1. Основные характеристики аккумуляторных батарей
К основным характеристикам аккумуляторных батарей (АКБ) относятся:
- коэффициент преобразования энергии;
- емкость АКБ;
- номинальная емкость K20;
- ток холодной прокрутки;
- номинальное напряжение;
- напряжение начала газовыделения.
Энергия, которая подводится к батарее в процессе заряда, всегда больше энергии, отдаваемой ею при разряде. Превышение энергии заряда над энергией разряда объясняется необходимостью покрытия затрат на проведение электрохимических процессов при зарядке. Чтобы зарядить батарею, необходимо подвести к ней энергию, величина которой составляет от 105 до 110 % отданной ранее энергии. Это отношение (равное 1,05…1,10) называют коэффициентом преобразования энергии.
Емкость АКБ или отдельного аккумулятора равна отдаваемой ими электроэнергии, измеряемой в ампер-часах (А · ч). Емкость зависит от температуры и разрядного тока: она уменьшается при увеличении разрядного тока и понижении температуры окружающей среды (особенно при минусовых ее значениях).
Номинальная емкость K20 — это указываемая изготовителем (А · ч) емкость, которая определяется в режиме 20-часового разряда полностью заряженной батареи. Напряжение на выводах батареи при этом должно оставаться не ниже 10,5 В. Величину тока разряда рассчитывают по формуле K20 : 20 ч, например, для батареи номинальной емкостью 60 А · ч разрядный ток равен 60 А · ч : 20 ч = 3 А. Таким образом, АКБ номинальной емкостью 60 А · ч должна отдавать ток силой 3 А в течение 20 ч, причем напряжение на ее выводах должно быть выше 10,5 В.
Ток холодной прокрутки (пусковой ток) — это указанное производителем значение тока, который способна отдавать новая полностью заряженная батарея при температуре -18 °C в течение установленного нормативом времени, а напряжение на ее выводах не должно падать ниже значения, определяемого нормативными значениями. Таким образом, ток холодной прокрутки характеризует способность аккумуляторной батареи обеспечивать пуск двигателя в холодное время года.
Номинальное напряжение автомобильной АКБ — это произведение номинального напряжения аккумулятора на число (последовательно включенных) аккумуляторов в батарее. В соответствии со стандартом номинальное напряжение свинцового аккумулятора равно 2 В, поэтому у аккумуляторной батареи оно должно составлять 12 В.
Напряжение начала газовыделения — это напряжение аккумулятора, при котором начинается интенсивное выделение газов. Обычно газы начинают обильно выделяться при напряжении на клеммах больше 14,4 В (или 2,4 В на выводах аккумулятора).
1.2. Условное обозначение и маркировка АКБ
Условное обозначение типа батареи указывает:
- число аккумуляторов, последовательно соединенных в батарее (6 или 3), характеризующих ее номинальное напряжение Uн (6 или 12 В);
- назначение по функциональному признаку (СТ — стартерная);
- номинальную емкость в ампер-часах;
- исполнение (при необходимости): «А» — означает наличие общей крышки; «З» — залитая электролитом и полностью заряженная батарея; для необслуживаемых батарей слово «необслуживаемая».
В условных обозначениях широко применяемых в настоящее время батарей буквы «Э» и «Т» после значения номинальной емкости указывают материал моноблока (соответственно эбонит и термопласт), следующие за ними буквы — материал сепаратора («М» — мипласт, «Р» — мипор).
На батарею наносится также маркировка, содержащая:
- товарный знак предприятия-изготовителя;
- условное обозначение (тип) батареи;
- знаки полярности «+» и «-»;
- дату изготовления (месяц, год);
- обозначение стандарта и технических условий на батарею конкретного типа;
- номинальное напряжение (в вольтах);
- силу тока холодной прокрутки (в амперах);
- массу батареи (если она 10 кг и более);
- знаки безопасности;
- символ переработки;
- клеймо технического контроля.
1.3. Основные неисправности аккумуляторных батарей
Кипение электролита. Основная причина: большая сила зарядного тока.
Разрядка АКБ. Основные причины: длительное пользование батареей на стоянках; неисправность реле-регулятора; неисправность генератора; сульфатация пластин; наличие грязи на выводах аккумуляторной батареи или электролита на поверхности крышек; замыкание пластин разной полярности при разрушении сепараторов.
Окисление выводов батареи и наконечников проводов (двигатель не запускается стартером). Основные причины: неплотное крепление наконечников проводов; попадание электролита на выводы.
Что можно наливать в АКБ – воду или электролит?
После того как автомобилист понял, какой уровень электролита должен быть в аккумуляторах согласно таблице, приведенной выше, и проверил его при помощи стеклянной прозрачной трубочки, следует решить вопрос, что доливать – воду или электролитический раствор (и нужно ли это делать вообще).
Отметим, что заливать в автомобильный аккумулятор можно и то, и другое. Ведь дистиллированная вода – это составная часть электролитической жидкости.
Сама же электролитическая жидкость состоит из, собственно, серной кислоты и дистиллированной воды на 35 и 65 % соответственно, как мы указали выше. И дистиллят, и электролит, продаются свободно в любых автомобильных магазинах.
Возможные неисправности
В большинстве случаев, автомобильные аккумуляторы страдают от такой проблемы, как потеря плотности. Неприятность объясняется самыми различными причинами, а именно:
- Старением.
- Сульфатацией пластин.
- Неправильным обслуживанием.
Как известно, внутри АКБ расположены свинцовые решетки, которые, в свою очередь, наполнены диоксидом свинца. При разряде начинается восстановление оксида свинца на катоде и окисление (обратный процесс) на аноде. Простыми словами — на плюсе и минусе. И в первом, и во втором случае, начинается образование сульфата свинца, а плотность серной кислоты стремительно падает. Многие владельцы автомобилей часто допускают большую ошибку — замерив показатели плотности, они начинают доливать электролит, повышая плотность до требуемого уровня. В результате происходит дальнейшая сульфатация и полное повреждение аккумулятора.
Как обслужить и долить воду в необслуживаемый аккумулятор
Перед тем как приступить к самостоятельному изменению конструкции АКБ следует оценить все плюсы и минусы от выполнения такой операции. Во многих случаях утраты необслуживаемым аккумулятором способности выдавать высокий разрядный ток, является признаком его скорой гибели. То есть отсутствие воды уже привело к непоправимым последствиям. Даже если удастся вернуть его к жизни, то на факт, что он проживет долго.
Если принято окончательное решение о ремонте батареи, то следует позаботиться о безопасности, ведь внутри корпуса аккумулятора находится несколько литров кислоты, которая при разбрызгивании может причинить серьёзный ущерб здоровью. Сделать необслуживаемый аккумулятор обслуживаемым можно несколькими способами.
Самый сложный вариант – снять верхнюю крышку полностью. Сделать это можно с помощью ножовки или электроинструмента, но такая операция потребует слишком много времени, а по завершении обслуживания необходимо будет качественно установить этот элемент обратно, что является ещё большей проблемой. Поэтому не рекомендуем этим заниматься.
Восстановить можно только кислотно-кальциевый аккумулятор, если у Вас AGM, EFB или Гелевый то ничего не получится.
Наиболее простым способом обслужить АКБ этого типа является сверление отверстий в крышке. Двенадцативольтовая батарея состоит из 6 банок, поэтому достаточно сделать по 1 отверстию на каждый отсек, чтобы можно было осуществлять независимую регулировку уровня и плотности электролита.
Снятая лабиринтная крышка
Пробки на банках неразборного аккумулятора делаются в такой последовательности:
- Маркером отметить на верхней крышке середину каждой банки. Если вертикальные стенки не просматриваются на корпусе, то для выполнения этой операции необходимо замерить ширину крышки с точностью до миллиметра. Затем получившееся число необходимо разделить на шесть. В результате вычислений будет получено расстояние между пробками. Отступ от края для первой пробки можно получить, если ранее вычисленный результат разделить на 2.
- Чтобы минимизировать загрязнение электролита пластмассовой стружкой сверление корпуса рекомендуется осуществлять в 2 этапа. Вначале следует по ранее отмеченным маркером точкам сделать отверстия сверлом диаметром 3 мм. После этого, следует расширить отверстия инструментом, сечение которого составляет 12 мм.
- Для того, чтобы плотно закрыть такие отверстия и тем самым исключить вероятность разбрызгивания кислоты во время использования, необходимо взять 6 пробок от лекарственных спиртовых вытяжек, например, валерьянки и установить их в сделанные отверстия.
Таким образом можно сделать довольно качественную переделку одного типа аккумулятора в другой. Отверстия диаметром 12 мм позволяют, при необходимости, долить дистиллированную воду или электролит, если проблема неработоспособности АКБ заключалась в утечке кислотного раствора.