Как восстановить рулевой наконечник своими руками

Рекомендации для автовладельцев

Чтобы проверить исправность наконечника, необходимо попросить помощника прокрутить рулевое колесо в разные стороны. В это время нужно прислушаться к исходящим стукам. Можно с помощью монтировки проверить наличие люфта. Если во время проверки слышен стук и есть люфт, надо сразу принимать меры по устранению неисправности.

Опытные владельцы автомобилей, которые не один раз сталкивались с подобной ситуацией, советуют:

  • хранить автомобиль в сухом помещении, т. к. при постоянной влажности детали подвергаются разрушению;
  • избегать движения по бездорожью и дорогам с плохим покрытием;
  • по окончании ремонта, особенно если его проводил другой человек, проверять затяжку болтов колеса и заменяемых деталей;
  • покупать оригинальные и качественные запчасти у надежных поставщиков;
  • после всех работ, связанных с ходовой частью автомобиля, регулировать развал-схождение колес.

Эксплуатация автомобиля при неисправности рулевого управления может быть опасна для водителя, пассажиров и других участников дорожного движения. Поэтому нужно вовремя ремонтировать транспортное средство и прислушиваться к советам опытных автомобилистов.

Как проверить шаровые опоры на Лада Веста

Стук, скрип и тяжелый в повороте руль, неспособность автомобиля держать прямую — все это скажет о том, что шаровая опора выходит из строя. Тем не менее торопиться с выводами рано. В подвеске Лада Веста есть много элементов, которые скрипят, стучат и вибрируют. Поэтому для того, чтобы обвинять опоры, узнаем как проверить их состояние. Проверка, диагностика своими руками, проводится просто. Нужен будет лишь помощник.

Вот несколько способов проверки опоры на Весте:

  1. Помощник раскачивает машину за крыло вверх и вниз, мы ставим пальцы на нижний рычаг и на поворотный кулак. При малейшем стуке или люфте — опора под замену.
  2. Помощник нажимает на педаль тормоза до упора, чтобы исключить люфт ступичного подшипника. Берем руками за колесо в крайних точках справа и слева и пытаемся покачать колесо. Стук или малейший люфт — опору долой. Но и здесь может быть подвох, поскольку люфт может давать наконечник рулевой тяги.
  3. Самый надежный вариант: берем монтажную лопатку, упираем ее концом в поворотный кулак и через нижний рычаг стараемся покачать кулак вверх-вниз. Если есть люфт, его сразу будет видно.

Конструкция рулевой тяги

Чтобы самостоятельно определять степень изношенности наконечников, нужно хотя бы в общих чертах понимать их устройство. Тяга представляет собой металлический стержень с резьбой на одном конце и шарниром – на другом. Резьбовая часть служит для соединения с рейкой либо редуктором, а шаровой палец вставляется в проушину поворотного кулака и фиксируется гайкой.

Износ рулевых наконечников подразумевает выработку самого шарнира, состоящего из таких деталей:

  • корпус цилиндрической формы, закрытый с одной стороны заглушкой;
  • шаровой палец, упирающийся нижней частью на опорную пяту;
  • снизу между пятой и заглушкой установлена пружина;
  • между корпусом и шаром предусмотрен вкладыш из износостойкой пластмассы;
  • сверху корпус закрыт резиновым либо силиконовым чехлом.

Пластиковый вкладыш позволяет шаровому пальцу вращаться в разных направлениях, а пружина выбирает люфт, появляющийся в процессе эксплуатации. Когда выявляется неисправность рулевых наконечников, то обычно детали идут под замену, желательно – парой. Существуют и разборные конструкции шарниров, позволяющие менять истертую вставку, но они ненадежны в эксплуатации.

А теперь сам выбор!

Теоретически мы уже умеем выбирать опору, теперь обратим внимание на бренды, послушаем отзывы. Оговоримся сразу, рассматриваем только оригинальные изделия, никаких подделок, а вычислять их мы уже умеем — подделки вытачиваются на станках, без термической обработки и на них по умолчанию не бывает штампов, логотипов или знаков соответствия стандартам качества

Опоры Трек

Шаровые опоры Трек с силиконовым защитным чехлом.

Одни из самых популярных на рынке.

Востребованность пришла к ним из-за надёжности и долговечности по одной простой причине — отечественная компания Трек производит и разрабатывает только шаровые элементы подвески и рулевого управления. В продаже есть несколько серий, одна из которых, Чемпион, разрабатывалась для любителей экстремальной езды по дорогам не самого лучшего качества, то есть, нашим.

По отзывам, Трек проходит до 60 000 км , а иногда и больше.

Шаровые опоры БелМаг

На шаровую опору БелМаг серии «Оригинал» распространяется гарантия на 40 000 км пробега.

Одни из самых качественных опор на рынке. Предприятие разработало несколько серий для работы в разных условиях:

  • Оригинал — недорогие, характеристики полностью соответствуют номиналам оригинала;
  • Комфорт — более дорогая серия, но и более выносливая, поскольку поверхность шарового пальца обработана при помощи запатентованной технологии, в смазку добавлены поверхностно-активные вещества, антифрикционные присадки, а корпус покрыт специальным антикоррозионным слоем;
  • Фаворит — усиленный кованый прочный корпус, бесфланцевый кожух, прижимная пружина, кожух изготовлен из специальной резины с расширенным диапазоном рабочих температур (от -50 до +50°С);

Все опоры этого производителя не требуют дополнительной смазки.

Опоры Кедр

Шаровая опора Кедр.

Шаровые особой конструкции с цельнометаллическим катанным корпусом.

За счёт технологии закатки пальца в корпус достигается высочайшая точность совпадения сферы пальца и корпуса, что сказывается на долговечности. Сфера пальца обработана по специальной технологии, а пыльник выполнен из резиноматериала по технологии ЕRDM, что способствует высокой степени эластичности.

Заключение

Кроме этих опор на прилавках можно встретить изделия БЗАК и Фенокс , которые имеют похожий цельнометаллический катаный корпус. Есть и импортные шаровые для ВАЗ-2110 фирм Lemfoerder, HOLA, Delphi, Мооg, Sachs, NK . Все они дороже отечественных, но по качеству никак не хуже. Выбирайте опоры правильно, удачных и ровных всем дорог!

Почему изнашиваются рулевые наконечники?

К основным причинам неисправностей и износа рулевых тяг относятся:

  • Деформации тяг и рычагов, возникающие при сильных ударах (наезд на большой скорости на препятствие, попадание в яму).
  • Износ шарниров и их несвоевременная замена.
  • Разрушение пыльника рулевой тяги из-за пыли, грязи.

В основном неисправности рулевых тяг возникают из-за механических повреждений, дефектов защитного чехла, приводящих к попаданию пыли, грязи, влаги. Срок службы наконечников, как правило, составляет порядка 30-40 тыс. км пробега. Диагностика рулевых тяг может потребоваться гораздо раньше указанного пробега – периодичность проверки и замены напрямую зависит от качества дорог, стиля вождения авто.

Среди признаков неисправностей следует отметить:

  • Сторонние шумы, стуки подвески.
  • Люфт рулевого колеса.
  • Тугое вращение руля.

Изготовление обслуживаемой крышки

Глухая часть корпуса опоры делается съёмной. При этом вы многократно можете менять пластиковые вкладыши, каждый раз восстанавливая работоспособность опоры. Съёмное дно позволяет производить профилактический осмотр, не снимая шаровую опору с подвески.

Заглушка: делаем своими руками

  1. В донышке высверливается отверстие размером с шар пальца (с небольшим зазором, разумеется). Высверливается — сказано условно. Необходим фрезерный станок. Не бойтесь при расточке повредить пластиковый вкладыш, всё равно вы будете его менять. Внутри нарезается резьба. Это достаточно сложная процедура из-за большого диаметра. Но в любом инструментальном цеху вам выполнят такую работу за символическую плату.

  2. Затем под это отверстие изготавливается заглушка с резьбой, повторяющая форму штатного донышка.
  3. На изготовленном донышке вы должны нарезать шлицы для ключа, иначе невозможно будет прочно затянуть ремонтный узел.

  4. Теперь для ремонта достаточно будет выкрутить заглушку, извлечь палец (проверив его геометрию) и заменить пластиковые вкладыши.

Ремонтный стакан: всё гениальное просто

Принцип такой же, как и в первом случае — изготовить сменное дно. Только исполнение отличается. Если дно опоры слишком тонкое для изготовления полноценного резьбового соединения, необходимо изготовить ремонтный стакан. Он вытачивается на токарном станке из стального круга подходящего диаметра. В донышке стакана вытачивается всё то же отверстие и нарезается резьба. И наконец — изготавливается опорное сменное донышко.

Затем с шаровой опоры срезается дно цилиндра с помощью болгарки или ножовки по металлу. На его место наваривается ремонтный стакан. Способ более трудоёмкий, зато не допускает нагрева пальца в процессе демонтажа.

Схема изготовления варианта изделия

Дальнейшая эксплуатация по той же схеме: при появлении люфта выкручиваем ремонтную заглушку, извлекаем палец, меняем пластиковые вкладыши.

Стоит отметить, что производители запасных частей выпускают множество вариантов ремонтных шаровых опор. Под эти разборные корпуса продаются и сменные вкладыши, и новые пальцы. Однако в нашей статье мы рассматриваем именно самостоятельное изготовление.

Сварка как альтернатива замене

Самый быстрый вариант восстановления шаровой опоры. Задняя (опорная) часть цилиндра просто срезается. Способ не имеет значения — можно ножовкой, можно болгаркой, всё равно впоследствии будет температурное воздействие.

Получив доступ к полости цилиндра, можно менять полимерные вкладыши.

После установки новых вкладышей донышко аккуратно приваривается. При этом надо скомпенсировать толщиной шва выработку металла, образованную при распиле. Обычно это 1,5–2 мм.

Сварка — один из самых кропотливых вариантов

Развальцовка как способ ремонта

Эта технология требует наличия профессионального оборудования, поэтому развальцевать шаровую в гаражных условиях невозможно. Вырезается обжимное кольцо по диаметру шара пальца.

Токарные работы и тут найдут своё место

Посадочное место и шар очищаются от грязи, шлифуются. Подбираются или вытачиваются из капролона новые вкладыши и обжимное кольцо.

Бывает, что капролона нет в наличии, но заменять его сталью не рекомендуют. Лучше один раз потратится на этот материал, чем производить замену чаще, чем могло быть

После сборки обжимное кольцо впрессовывается и завальцовывается на прессе. При обжиме используются специальные вкладыши-обоймы по диаметру кольца.

Вкладыши также можно поискать в автомагазинах

Замена шаровых опор

Стоимость замены шаровых опор в автосервисе обычно невелика – порядка 1000 рублей за одну. Но, в зависимости от конструкции подвески, эта цифра может быть, как уменьшена, так и увеличена. Даже снятие опоры с рычага может отличаться на разных авто. Дело в том, что опора может быть или прикручена к рычагу болтами, или запрессована в него. Есть ещё и вариант на заклёпках – при снятии шаровой их необходимо высверлить, заменив впоследствии болтами соответствующего диаметра (обычно продаются в комплекте с опорой). Очень удобно, когда шарнир уже прикручен болтами ранее – тогда снимать рычаг не придётся. Во всех остальных случаях этого не избежать. Сам палец шаровой опоры тоже может по-разному фиксироваться в сошке кулака. Он имеет либо коническую форму, либо цилиндрическую – с проточкой под болт. Если палец цилиндрический, то поворотный кулак имеет прорезь, которая позволяет сжать сошку винтом – для надёжной фиксации пальца. Если палец шаровой опоры конический, то при её замене иногда возникают затруднения с выпрессовкой последнего из кулака. В связи с этим автолюбители или изготавливают съёмники для снятия шаровых опор своими руками, либо покупают их. Но обычно удаётся снять шаровую опору без съёмника – просто нанося резкие и частые удары по сошке – в том месте, где запрессован палец. Нужно только лишь, чтобы сила удара не «гасилась» другими деталями, для чего необходимо развернуть соответствующим образом сошку.

Замена шаровой опоры

  1. «Сорвите» ступичную гайку – если авто переднеприводное.
  2. Если для замены шаровой опоры потребуется снять рычаг – сразу «сорвите» его крепёж – пока болты или гайки не будут откручиваться с малым усилием. Также «сорвите» гайки шаровой и рулевого наконечника, отсоедините стабилизатор.
  3. Выверните руль таким образом, чтобы удобно было выпрессовать наконечник рулевой тяги. Ударами молотка по рулевой сошке выпрессуйте наконечник – теперь можете поворачивать кулак, как вам удобно.
  4. Для того, чтобы суппорт не мешал – снимите его и подвесьте так, чтобы не повредить шланг. Можно также и «убрать» тормозной диск – если он снимется легко.
  5. Перед тем, как выпрессовывать опору из кулака, сдвиньте наружный ШРУС по шлицам, утопив его в ступицу. И в дальнейшем – будьте осторожны, не «выдерните» привод из КПП при снятии кулака.
  6. Разверните кулак, как вам удобно – и бейте, только не «зацепите» пыльник. На некоторых авто (на многих Ford) можно также снять рулевую сошку со стойки – удобнее будет работать.

При условии, если удары будут достаточно резкими, палец шаровой скоро выпрессуется из кулака. Такой способ ещё хорош и тем, что вы не повредите пыльники шаровой опоры и рулевого наконечника съёмником – ведь иногда шаровую нужно выпрессовать лишь затем, чтобы обеспечить проведение других работ. Для того, чтобы при работе молотком случайно не повредить резьбу, гайку до конца не скручивайте. После того, как рычаг снят, остаётся поменять шаровую опору. В том случае, если она запрессована в рычаг, старую можно выбить из него молотком. Но предварительно следует запомнить, на какую глубину следует запрессовывать новый шарнир. Не на всех авто есть упоры на корпусе опоры, поэтому будьте внимательны – не переусердствуйте, иначе можете запрессовать шаровую так, что она едва будет «цепляться» за рычаг. Например, при ремонте подвески Mazda 3 в «прошлом» кузове такой риск есть. Установка новой шаровой и сборка подвески, как правило, происходит быстрее и проще, чем разборочные работы. Для того, чтобы узнать, какие шаровые опоры для вашего авто лучше, никогда не ориентируйтесь на рекламу. Лучший способ избежать приобретения некачественных запчастей – покупать их у одного продавца. Никто не захочет терять постоянного клиента, продавая ему «левак». Кроме того, добросовестный продавец всегда интересуется тем, что он продаёт и ведёт своего рода личную статистику, ориентируясь на отзывы покупателей.

Рулевая тяга и наконечник тяги: назначение

Основной задачей, которую выполняет тяга рулевая, является передача усилия от рулевого механизма на колеса. Однако дополнительные сложности возникают по причине того, что колеса подвижны, а рулевой механизм закреплен жестко. Решает проблему  наконечник рулевой.

Если просто:

  • к штоку рулевой рейки сама тяга крепится посредством внутреннего наконечника;
  • к средней тяге трапеции крепление реализовано при помощи шарнирного соединения;
  • соединение тяги с рычагом поворотного кулака осуществляется через внешний рулевой наконечник.

В данной конструкции внутренние наконечники и шаровые соединения отвечают за подвижность тяги в вертикальной плоскости (тяги не ломаются при езде по неровностям).

В свою очередь, внешний наконечник позволяет получить подвижность тяги и колеса в любой плоскости. В результате привод нормально работает в поворотах, при езде по неровностям и т.д.

Устройство рулевой тяги и наконечника

Фактически, это шарнирное соединение, где сфера пальца вращается внутри полусферического корпуса. В корпусе устанавливается втулка, набивается смазка, чтобы избежать трения и позволить пальцу выполнять отклонение на заданный угол. Шарнир защищает резиновый пыльник.

Устройство наконечников

Рулевой наконечник представляет собой конструкцию, предназначенную для передачи тягового усилия на поворотные кулаки. К поворотному кулаку наконечник крепится через шарнирное соединение, имеющее определенную степень жесткости. С другой стороны наконечник устанавливается на рулевую тягу через жесткое резьбовое соединение.

Непосредственно на самой рулевой тяге находится резьба и контровая гайка, за счет которой подбирается оптимальное положение рулевого наконечника. Резьба на рулевой рейке необходима для фиксации наконечника относительно заводских параметров и сохранения углов сход-развала.

Шаровое соединение на наконечнике надежно защищено резиновым пыльником, внутри которого расположена смазка, требуемая для правильной работы шарового соединения. Смазочные материалы снижают нагрузки на трение при работе узла, а так же защищают частично шаровой механизм от ржавчины, так как защитная функция механизма в первую очередь возложена на резиновый пыльник.

Использование шарнирного механизма в конструкции наконечника обеспечивает несколько важных функций при управлении автомобилем, а именно:

Как можно восстановить работоспособность

Способов восстановления достаточно много. Достаточно популярным является метод ремонта по технологии sjr, когда в полость между обоймой и шаром закачивается расплавленный полимер.

Мы же рассмотрим ремонт с разборкой этого узла.

Для понимания механизма работы опоры осмотрите на схему:

Нередко проблема возникает из-за поврежждения пыльника, а не самого металла

Износу подлежит лишь полимерный вкладыш. Именно при его истирании появляется люфт. Если продолжать ездить с разболтанной шаровой опорой, верхняя часть цилиндра также разбивается, и тогда палец может вылететь из обоймы.

Вкладыши продаются в автомагазинах в качестве расходных материалов. Если ваша шаровая опора разборная, можно легко вытащить дно и заменить полимер внутри изделия.

Расходники могут продаваться в магазине по более приемлемой цене, чем покупка новой запчасти

Основные неисправности тяг и наконечников: причины

Рулевые тяги просты по конструкции, не имеют подвижных частей и отличаются высокой надежностью.

Рулевой наконечник также представляет собой достаточно прочную деталь. Однако эти элементы (тяга рулевая и наконечники рулевые) все равно выходят из строя по ряду причин.

Почему повреждается рулевая тяга

При езде на автомобиле сильные удары при попадании в яму, наезды на бордюры или агрессивная езда по бездорожью могут приводить к тому, что тяги гнутся или ломаются.

Также на «возрастных» автомобилях тяги разрушаются в случае активной коррозии. Даже при условии аккуратной езды сгнившая тяга все равно может погнуться или сломаться.

При этом погнутые тяги приводят к тому, что нарушаются углы установки колес (развал-схождение), изменяется угол поворота колес, разрываются пыльники наконечников, наконечник тяги может вырвать. Специалисты рекомендуют периодически проверять геометрию рулевых тяг. Кстати, при необходимости замены одной тяги, менять нужно и вторую (парная замена).

Поломки рулевого наконечника

Хотя наконечник отличается высокой надежностью и износостойкостью (палец стальной, вкладыш из износостойкого материала, анодированный корпус), на плохих дорогах и при высоких нагрузках конструкция все равно разрушается.

Достаточно попасть в глубокую яму на высокой скорости, чтобы ослабилась фиксирующая гайка, сместилась сфера и повредила втулку и т.д.

Также шарнирное соединение выходит из строя в результате разрыва пыльника. Если пыльник поврежден, внутрь попадает вода и грязь, вымывается смазка, начинается активная коррозия, мелкие песчинки начинают играть роль абразива, повреждают поверхности

По этой причине важно следить за состоянием пыльников, а также обращать внимание на признаки неисправностей рулевого наконечника

Признаки неисправности наконечников тяг

Как правило, износ и неисправности рулевого управления можно определить по следующим признакам: люфты и стуки, повышенная вибрация на руле, руль слишком тугой или легкий, на руле появляется биение.

В свою очередь, неисправные рулевые наконечники проявляют себя следующим образом:

  • при езде слышна отдача на педали газа;
  • тихий и частый стук при повороте руля в области колеса;
  • постукивание на неровной дороге;
  • руль слишком легко крутится;
  • развал-схождение не выставляется.

Для проверки машину нужно поднять на подъемнике или загнать на яму, после чего покачать тяги вверх и вниз. Если зазор больше 1.5 мм, тогда наконечники изношены. Также в салоне авто помощник должен покрутить руль, в то же время снизу под машиной нужно оценить ход наконечника. Норма, когда наконечник не люфтит и не болтается в своем посадочном месте.

Изготовление обслуживаемой крышки

Глухая часть корпуса опоры делается съёмной. При этом вы многократно можете менять пластиковые вкладыши, каждый раз восстанавливая работоспособность опоры. Съёмное дно позволяет производить профилактический осмотр, не снимая шаровую опору с подвески.

Заглушка: делаем своими руками

  1. В донышке высверливается отверстие размером с шар пальца (с небольшим зазором, разумеется). Высверливается — сказано условно. Необходим фрезерный станок. Не бойтесь при расточке повредить пластиковый вкладыш, всё равно вы будете его менять. Внутри нарезается резьба. Это достаточно сложная процедура из-за большого диаметра. Но в любом инструментальном цеху вам выполнят такую работу за символическую плату.

    Доверьте работу профессионалам, если сами им не являетесь

  2. Затем под это отверстие изготавливается заглушка с резьбой, повторяющая форму штатного донышка.
  3. На изготовленном донышке вы должны нарезать шлицы для ключа, иначе невозможно будет прочно затянуть ремонтный узел.

    Производите замену на чистой поверхности, иначе смысл работы теряется

  4. Теперь для ремонта достаточно будет выкрутить заглушку, извлечь палец (проверив его геометрию) и заменить пластиковые вкладыши.

Ремонтный стакан: всё гениальное просто

Принцип такой же, как и в первом случае — изготовить сменное дно. Только исполнение отличается. Если дно опоры слишком тонкое для изготовления полноценного резьбового соединения, необходимо изготовить ремонтный стакан. Он вытачивается на токарном станке из стального круга подходящего диаметра. В донышке стакана вытачивается всё то же отверстие и нарезается резьба. И наконец — изготавливается опорное сменное донышко.

Затем с шаровой опоры срезается дно цилиндра с помощью болгарки или ножовки по металлу. На его место наваривается ремонтный стакан. Способ более трудоёмкий, зато не допускает нагрева пальца в процессе демонтажа.

Схема изготовления варианта изделия

Дальнейшая эксплуатация по той же схеме: при появлении люфта выкручиваем ремонтную заглушку, извлекаем палец, меняем пластиковые вкладыши.

Стоит отметить, что производители запасных частей выпускают множество вариантов ремонтных шаровых опор. Под эти разборные корпуса продаются и сменные вкладыши, и новые пальцы. Однако в нашей статье мы рассматриваем именно самостоятельное изготовление.

Сварка как альтернатива замене

Самый быстрый вариант восстановления шаровой опоры. Задняя (опорная) часть цилиндра просто срезается. Способ не имеет значения — можно ножовкой, можно болгаркой, всё равно впоследствии будет температурное воздействие.

Получив доступ к полости цилиндра, можно менять полимерные вкладыши.

После установки новых вкладышей донышко аккуратно приваривается. При этом надо скомпенсировать толщиной шва выработку металла, образованную при распиле. Обычно это 1,5–2 мм.

Сварка — один из самых кропотливых вариантов

Развальцовка как способ ремонта

Эта технология требует наличия профессионального оборудования, поэтому развальцевать шаровую в гаражных условиях невозможно. Вырезается обжимное кольцо по диаметру шара пальца.

Токарные работы и тут найдут своё место

Посадочное место и шар очищаются от грязи, шлифуются. Подбираются или вытачиваются из капролона новые вкладыши и обжимное кольцо.

Бывает, что капролона нет в наличии, но заменять его сталью не рекомендуют. Лучше один раз потратится на этот материал, чем производить замену чаще, чем могло быть

После сборки обжимное кольцо впрессовывается и завальцовывается на прессе. При обжиме используются специальные вкладыши-обоймы по диаметру кольца.

Вкладыши также можно поискать в автомагазинах

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про Ford
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: