Клещевой, кантилеверный и ножной тормоза
Бок о бок с ви-брейками идут и другие типы ободных тормозов – клещевые и кантилеверые. Их конструкции (по сравнению с v-brake) представлены на фото ниже:
Особенности клещевых тормозов. В рабочем состоянии векторная система испытывает двустороннее сжатие за счет вытягивания троса. На клещах все немного по-другому: при нажатии на тормозную ручку трос тянет вверх только одну дугу. За счет подвижного закрепления одновременно поворачивается вторая дуга (боковая тяга). Как результат – колодки одновременно прижимают колесо. Задние клещи крепятся к специальной перемычке между перьями рамы, либо в отверстие под крыло.
На что ставят. Их можно встретить на дорожных моделях в качестве дополнения к основной барабанной тормозной системе (об этом чуть позже) на любом шоссейном велосипеде и фикс-байках (мини-клещи). Эффективность клещевого тормоза ниже, чем у векторного. Именно поэтому они выбыли из широкой продажи и ставятся лишь на модели гоночного типа.
Особенности ремонта. В общем случае техобслуживание такое же, как и у v-brake. Разница в том, что разбирать всю деталь не нужно – достаточно снять ее с крепления рамы. Подтягивание осуществляется с помощью нижнего винта, через который проходит конец тросика. Расстояние между колодками можно регулировать только натяжением троса – чем оно больше, тем ближе дуги друг к другу.
Справа на рисунке видим кантилевер, или «натяжной тормоз». Особенно органично он ведет себя на заднем колесе – там он и держался долго, пока его не вытеснили v-brake.
Особенности кантилеверов. Полностью открытые, не забиваются грязью, элементарны в обслуживании. По эффективности они уступают векторным – сила торможения и модуляция ниже. Закрепляются на перьях рамы (если говорить о задних) с помощью специальных ушек по аналогии с векторными. Это означает, что на велосипеде с v-brake можно установить кантилеверы и наоборот.
Обслуживание. Натяжение настраивается с помощью двух тросов – ведущего и тягового. Для наглядности:
Расстояние между колодками регулируется при помощи боковых винтов на закрепленных подвижных корпусах.
Где встречаются. Кантилеверы могут быть установлены на любой тип велосипеда, где есть ушки под v-brake – на скоростном дорожнике, МТБ и гибриде. И хотя этот тип тормозов несколько отошел в прошлое, его можно увидеть в свободной продаже.
И, наконец, старый добрый ножной тормоз. Официальное название его – барабанный, а все потому, что тормозные колодки за счет зажимного усилия прикладываются к вращающемуся синхронно с колесом барабану. Механизм встроен в заднюю втулку велосипеда и приводится в действие обратным ходом педалей.
Как происходит торможение:
- За счет движения педалями назад звездочка принимает фиксированное положение.
- Колесо не «убегает» благодаря креплению через рычаг к перу рамы.
- Вал, прокручиваясь, стопорится и заставляет колодки разжиматься, за счет чего они сцепляются с барабаном.
- При отпускании педалей колодки возвращаются на место. Движение вала звезды вперед не стопорится. Колодки находятся в сложенном состоянии.
Считается, что эффективность тормоза дорожного велосипеда крайне низкая. С этим можно согласиться, но лишь отчасти. Он полностью уступает, скажем, дисковым тормозным системам и отчасти v-brake лишь потому, что векторы ставятся и спереди, и сзади, а барабан – в единственном экземпляре.
Барабаны к обслуживанию вообще неприхотливы и могут работать годами. Единственное, что потребуется, – это периодическая смазка, подтягивание втулки и замена болта тормозного рычага снаружи. А вот починить их будет проблематично – выработка и отсутствие отдельных запчастей в продаже. Проще купить новую аналогичную втулку.
Оценка ножного и барабанного тормоза (в сравнении) по пятибалльной шкале:
Ремонт и профилактика суппорта
В любом суппорте, со скобой или без нее, предварительно проверяется работоспособность поршня – он должен двигаться нормально. Если это так, следующим шагом должно быть уже вышеупомянутый демонтаж суппорта, снятие тормозных колодок и отсоединение магистрали для тормозной жидкости. Поскольку вся конструкция данного узла подвижна за счет направляющего болта, который движется по втулке с резиновой прокладкой, прокладку следует проверить на эластичность и герметичность
Не менее важно и состояние болта со втулкой. Если оно вызывает сомнение – есть следы закисливания, повышенного механического износа и пр
– эти детали меняются на новые.
Зачастую отверстие, куда вставляется резиновая прокладка, имеет нарост из затвердевшей пыли. Это приводит к сдавливанию прокладки и препятствованию движению суппорта по направляющим болтам. В таких случаях обязательной процедурой является очистка отверстия от отложений. Однако использование для этих целей круглого напильника противопоказано по двум причинам: во-первых, этот инструмент малоэффективен; во-вторых, его применение часто приводит к появлению выбоин, в которых скапливается еще больше грязи. Оптимальный вариант – дрель с насадкой нужного диаметра.
Следующий шаг представляет собой нанесение специальной смазки на внутреннюю поверхность отверстия корпуса суппорта. Кроме того, в смазывании нуждается и резиновая прокладка цилиндрической формы, втулка и направляющий болт. И не нужно бояться нанести слишком много, ведь все равно лишняя смазка впоследствии будет вытеснена деталями.
Обязательной смазке, в том числе профилактического характера, подлежит поршень. Для этого вначале демонтируется кольцо прокладки-пыльника с помощью простой плоской отвертки. Далее поршень вжимается, а образовавшаяся полость очищается и заполняется смазкой. Чистить нужно и пыльник, однако целесообразнее его заменить, надеть поршень и зафиксировать кольцом. Благодаря этому поршень менее подвержен коррозии и ходит более плавно, а пыльник не будет затвердевать при возникновении высокой температуры.
Чтобы обеспечить повышенную защиту поверхности суппорта от окисления, ее красят антикоррозионной краской из баллончиков. Однако перед этой процедурой металл тщательно очищается от грязи и ржавчины – в последнем случае понадобится металлическая щетка. Как показывает практика, одного баллончика краски вполне хватает на три прохода для каждого из четырех суппортов.
Если при торможении автомобиля наблюдается скрип, это означает, что некоторые точки суппорта плохо смазаны или же смазка полностью выгорела. Чтобы избежать дискомфорта, при каждой замене колодок следует нанести смазывающий материал на следующие точки – нерабочая поверхность суппорта, два направляющих болта и поршень. И ненужно бояться сделать что-то неправильно: даже автоновичок при минимальном инструктаже вполне способен осуществить профилактические и ремонтные работы в отношении этого механизма.
Как поменять передний и задний поршент суппорта
Как было сказано ранее, совершенно не имеет разницы, с каким суппортом мы имеем дело, так как объем работ по ремонту будет у них один и тот же, а значит и комплектующие точно такие же. Перед тем, как провести замену поршня, необходимо приобрести новую деталь в соответствии с тормозной системой вашего автомобиля. Поршни с других суппортов абсолютно не взаимозаменяемы и могут привести к возникновению новых поломок. Чтобы этого не случилось, заранее приобретайте только качественные комплекты вашей марки автомобиля.
- Вначале нужно слить тормозную жидкость из главного тормозного цилиндра. Для этого нужно аккуратно открутить болт на ее конце и вовремя подставить под небольшой напор специальную чистую тару. Как только тормозная жидкость перестанет литься, можно попробовать подкачать ее с помощью интенсивно нажатия на педаль тормоза. Благодаря этому, оттуда выйдет дополнительная и довольная большая порция ТЖ, которая не будет мешать нам в дальнейшем.
- Теперь снимите колесо, на стороне которого будут производиться работы по замене, и открутите штуцер тормозной системы от суппорта. После того, как штуцер будет отсоединен, и него могут выйти остатки тормозной жидкости, сливать которые нужно все в ту же емкость.
- Открутите крепления суппорта к поворотному кулаку, разожмите крепления колодок и снимите их. При необходимости замена тормозных колодок производится сразу же.
- Как только суппорт окажется на верстаке, его необходимо разобрать. Для каждой модели этот процесс будет различным, поэтому единственное, что можно порекомендовать всем – это иметь универсальный набор инструментов, с помощью которого можно производить любые виды ремонта.
- После разборки суппорта, из него извлекается тормозной цилиндр и его сальник, а на его место устанавливаются новые детали и суппорт подвергается сборке в обратной последовательности. После его установки, необходимо выполнить заливку и прокачку тормозной системы и только после этого продолжать эксплуатацию автомобиля.
Неисправности тормозного поршня
Для начала стоит отметить, что не имеет никакого значения, на каком суппорте была обнаружена неисправность. Дело в том, что конструктивно эти детали выполнены одинаково, а значит, имеют одинаковый принцип действия и схожие неисправности. Самая первая и частя неисправность поршня – это плохая герметизация. Она сопровождается утечкой тормозной жидкости и как следствие, снижением эффективности торможения. Главным признаком такой неисправности является то, что при нажатии на педаль тормоза, водитель чувствует сопротивление педали, но торможения не происходит, либо оно происходит медленно.
Ремкомплект тормозного суппорта переднего Ford Transit DC
Ремонт заднего тормозного суппорта Форд Мондео 3
Промыл цилиндр, смазал высокотемпературной смазкой какая-то зеленая, «мериканьская» покупал год. Механизм не разбирал, оставшееся уплотнительное колечко установил на очищенную от грязи и ржавчины ось.
Проверил, чтобы не прокручивался и вставил стопорную скобу при помощи отверточки.
Вставил пыльник, смазал ось и вставил! Впереди ремонт и замены форсунок, турбы, ремонт ТНВД и «дрыгателя», жрет масло очень много, вот такие печальки.
Внутри поршня есть ось с резьбой и подшипничком, на конце оси есть уплотнение.
Вытаскивается удерживающая скоба и ось легко выходит, скоба достаточно легко снимается Zoom Собственно поршенек с осью. Долго думал минут 5 , вытаскивать из цилиндра его содержимое или нет, но внутри комплекта оставалась неиспользованное колечко, а пытливый и изворотливый «моск» говорил, что лишнего в комплект класть не будут.
Было принято решение идти до конца… Останавливало то, что один из коллег на «Микробе» очень долго и с нехорошими словами собирал весь механизм в кучу. Zoom Вид цилиндра с механизмом и удерживающей скобой. Все достаточно легко разобралось.
Механизм не разбирал, оставшееся уплотнительное колечко установил на очищенную от грязи и ржавчины ось. На торце механизма имеется направляющий штырек, поэтому при установке совместил его с отверстием в днище цилиндра. Проверил, чтобы не прокручивался и вставил стопорную скобу при помощи отверточки.
Ремонт переднего суппорта. Ремонт суппорта своими руками
Немного смазал поршень прилагающейся смазкой и внедрил его в цилиндр. Дожимал приспособой по утапливанию тормозных цилиндров.
Затем сверху установил пыльник, предварительно натянув его на поршень поршень утоплен. Аккуратно запрессовал подходящей пластмассовой фиговинкой или отверточкой. Он пыльник имеет наружное металлическое обрезиненное колечко.
Далее ремонтировал скобу суппорта, потому, как одна ось просто не двигалась по простой причине разбухания резинки на конце оси направляющей.
Быстрый поиск запчастей
Снимите переднюю ступицу вместе с тормозным диском. Отогните отверткой стопорные язычки если предусмотрены и отверните в диагональной последовательности болты, крепящие диск к ступице.
Установка тормозного Форд Транзит диска производится в обратном порядке.
Ремкомплект как я писал ранее Seinsa D Вставляются резинки довольно просто, квадратное резиновое кольцо в паз суппорта. Манжета одевается на собранный поршень таким образом, что-бы внутренняя часть манжеты как-бы свисала с поршня.
Далее заправляем внутреннюю часть манжеты в паз суппорта, следя за тем что-бы не вывалился поршень из манжеты. Если все получилось то поршень заходит в суппорт с надетыми резинками плотно, но плавно.
Если не идет, то не доконца вставили манжету. Да незабываем смазать и резинки и пазы «черепашкой» то бишь тормозухой. Однако наиболее частыми являются следующие: Основной причиной такой проблемы является наличие на колодках внушительного слоя ржавчины, который мешает им свободно двигаться.
Во время ремонта с металла счищают слой коррозии, а после смазывают маслом. Однако, если в процессе работы на поверхности были обнаружены ямки и другие деформации, то колодки подлежат замене, так как не будут плотно прилегать к поверхности тормозного диска; поршень покрыт ржавчиной. Далее поменял колодки, прокачал и всё такое… Ручник заработал, Уря! В этот раз руки были достаточно чистые и фотик был.
как разобрать-собрать на ивеко дейли задний тормозной цилиндр
Решил еще и сфотать свой «органайзер», а точнее «бардачище», сзади. В свое время данные полки были организованы из-за того, что многое приходится возить с собой, а когда открываешь двери многое высыпалось на дорогу.
Zoom Полочки… Собственно, почти все. За неделю до этого эпохального события закончился краник в заднем отопителе.
Ремонт заднего суппорта Форд Транзит
Неисправности тормозной системы, при которых необходим ремонт заднего суппорта Форд Транзит, могут быть самыми разнообразными. Однако наиболее частыми являются следующие:
- тормозные колодки заедают. Основной причиной такой проблемы является наличие на колодках внушительного слоя ржавчины, который мешает им свободно двигаться. Во время ремонта с металла счищают слой коррозии, а после смазывают маслом. Однако, если в процессе работы на поверхности были обнаружены ямки и другие деформации, то колодки подлежат замене, так как не будут плотно прилегать к поверхности тормозного диска;
- поршень покрыт ржавчиной. Это возможно из-за того, что машина долго простаивала в гараже, или же из-за дефектного пыльника. В сервисе коррозию убирают в несколько шагов. Для начала демонтируют суппорт, который после разбирают на детали. Ржавый поршень вынимают и предают шлифовке. На завершающем этапе поршень монтируют на место, которое предварительно смазывается специальной жидкостью;
- заедают направляющие. При такой проблеме главной целью ремонта является достижение свободного перемещения по направляющим. Для этого суппорт разбирают и пробуют двигать его по направляющим. Если движение так и остается затруднительным, то направляющие исследуются на возможные повреждения.
Ремонт суппорта Форд Транзит 140 л с имеет свои особенности, поэтому заниматься им должен только профессионал. Ремонт заднего суппорта Форд Транзит 155 также требует квалифицированного
Признаки неисправности тормозных суппортов
Неисправность тормозных суппортов определить очень легко, для этого не нужно никаких специальных инструментов, достаточно беглого взгляда на узел в сборе.
Львиная доля неисправностей тормозных суппортов связана с потерей подвижности сопрягающихся узлов, что в свою очередь может служить причиной следующих неисправностей:
- Неравномерный износ тормозных дисков;
- Неравномерный износ тормозных колодок;
- Неравномерное прилегание тормозной колодки к тормозному диску;
- Подклинивание тормозного диска между тормозными колодками.
Для устранения вышеперечисленных неисправностей необходимо разборка, смазка и разработка подвижных частей суппорта. После этого рекомендуется заменить тормозные колодки и диски.
Второй по распространенности неисправностью тормозного суппорта является его не герметичность. При отсутствии герметичности суппорта вы можете обнаружить потеки тормозной жидкости на внешней поверхности суппорта. Не герметичность проявляется в следующих местах:
- Потеки жидкости из-под пыльника тормозного цилиндра;
- Потеки жидкости из штуцера прокачки.
Для устранения не герметичности тормозного суппорта необходима полная разборка суппорта и замена всех резиновых уплотнений. После этого, необходимо произвести очистку тормозного диска и колодок от попавшей на них тормозной жидкости. Для этого необходимо использовать специальное обезжиривающее средство, которое продается в автомагазинах под названием «очиститель тормозов».
По поводу покупки запчастей
Бывает так, что на первый взгляд вопрос, как сделать ремонт суппорта самому, перед водителем не стоит: кругом одна красота – колодки вроде в норме, поршень, диски, направляющие и т. д. тоже в полном порядке. Однако тормоза нет-нет да и подклинивают! И когда начинаешь разбираться, оказывается, что просто автослесарь при проведении технического обслуживания машины, в которое входила замена фрикционных накладок, просто не почистил направляющие колодок. Из-за маленьких «солдатиков» и возникла серьезная проблема: грязевые отложения приводят к необходимости создания давления на поршень выше нормы.
С заменой дисков тоже возникает очень интересная ситуация – иногда при торможении чувствуются акцентированные удары, а при разборке суппорта оказывается, что диски покоробились. Что это – плохие запчасти? Нет, все дело в автовладельце, который занимался ремонтом самостоятельно и купил не те запчасти. Дело в том, что есть так называемые вентилируемые диски, у которых воздушные каналы расположены под определенным углом. Поэтому левый диск всегда отличается от правого. И если купить два правых диска или два левых и поставить их на машину, то поломка одной из этих деталей рано или поздно случится. Ее причиной станет элементарный перегрев при резких торможениях – ведь из-за неправильного расположения теплоотводящих каналов предусмотренного конструкторами охлаждения не происходит.
Заклинило суппорт в дороге: причины и признаки
Суппорт заклинивает и выходит из строя по причине перегрева, попадания в него грязи и влаги. Также выделяют и другие провоцирующие факторы:
- Износ тормозного механизма. Такое случается, когда водитель не следит за деталями автомобиля, не проводит их своевременное диагностическое обслуживание. Суппорт приходит в негодность и заклинивает, часто прямо на дороге.
- Неправильная установка колодок. Когда они располагаются не параллельно дискам или не на положенных местах вследствие ошибки в ходе ремонта, тормозной механизм заклинивает.
- Отсутствие смазывающего состава или неправильный его подбор. Обычно водители стараются сэкономить на смазке, что чревато множеством проблем. Нужно подбирать средство, которое способно уменьшать трение в процессе эксплуатации деталей, и обладающее охладительными свойствами. Качественная смазка должна обеспечить механизму защиту от экзогенных неблагоприятных факторов. Особенно в зимнее время, когда дорога усыпана наледью, снегом, камнями.
Когда суппорт заклинивает, это сопровождается рядом характерных признаков:
- диски сильно нагреваются, в салоне ощущается запах гари (эти проявления характерны для перегрева деталей тормозного механизма);
- при нажатии на тормоз автомобиль ведет в сторону (обычно в ту, где локализуется заклинивший суппорт);
- после отпускания тормозной педали в салоне слышен скрип – признак износа детали тормозной системы;
- сильно расходуется тормозная жидкость;
- на колесном диске виднеются капли масла.
Если заклинило суппорт в дороге, автомобиль может начать самостоятельно тормозить. Это происходит из-за того, что тормозные колодки находятся в постоянном взаимодействии с дисками. В результате машина постоянно будет тормозить, даже когда водитель не касается педали тормоза. Колодки станут быстрее приходить в негодность.
При обнаружении даже одного из этих явлений, важно предпринять неотложные меры – провести диагностику тормозной системы, нивелировать установленные неполадки