Подшипник внутри маховика
Маховик относится к нескольким системам автомобиля, так как решает различные задачи:
- при запуске двигателя зацепляется бендиксом стартера, раскручивается для накопления кинетической энергии, проворачивает коленвал на начальном этапе;
- затем массивная деталь, опять же за счет аккумулированной кинетической энергии прокручивает вал из мертвых точек поршня;
- маховик компенсирует рывки и неравномерные угловые скорости коленвала в разные отрезки времени цикла воспламенения топлива;
- центрирующий подшипник маховика повышает ресурс первичного вала коробки передач, который периодически входит внутрь обоймы при выжиме сцепления.
Назначение маховика
Назначение подшипника внутри маховика
Зачем нужен?
Вращение в системе трансмиссии передается с вала ДВС на колеса через коробку КПП с помощью диска и корзины сцепления, крепящихся на маховик. Схема, в принципе, не сложная, однако элементы сцепления вынесены из коробки передач, подвергая первичный вал интенсивному износу.
Для снижения дисбаланса используется кинематическая схема:
- внутрь маховика впрессовывается с небольшим усилием игольчатый подшипник;
- в момент сцепления диска с корзиной первичный вал изменяет пространственное положение – выходит на несколько миллиметров из коробки в сторону коленвала и маховика, закрепленного на нем, соответственно.
Конструкторы посчитали, что этого поступательного движения вполне достаточно, чтобы свободный конец первичного вала КПП вошел внутрь обоймы подшипника без особых усилий, получил дополнительную временную опору вращения.
Даже при незначительных нагрузках подшипник не может иметь вечного ресурса, поэтому требуется периодическая замена расходника. Основной проблемой для пользователя становится, как вытащить игольчатый подшипник, не снимая сам маховик:
- при демонтаже производители рекомендуют заменить крепежные болты;
- перед снятием маховика нужно ставить метки;
- после установки детали обратно желательно балансировать коленвал в сборе на динамическом стенде.
Замена опоры качения
Все эти операции резко повышают бюджет ремонта ДВС, простая замена подшипника оборачивается частичной разборкой КПП, двигателя и сцепления.
Ставить или нет при замене?
Неисправность опоры вращения пользователь чаще всего определяет на слух при появлении стороннего скрежета. После разборки обнаруживается подшипник внутри маховика, а информация о его назначении, маркировке и размерах отсутствует в мануале и на форумах.
Кроме того, у знакомого или соседа по гаражу подобной детали попросту нет, поэтому возникают сомнения, так ли уж необходим этот «расходник» двигателю и коробке КПП. После продолжительных поисков в Интернете и магазинах города возможны несколько вариантов:
- расходник выписывается по каталогу, приходит через 7 – 14 дней, производится выпрессовка народными способами и замена подшипника;
- снимается маховик, опора качения выбивается с противоположной стороны молотком, пользователь не может найти подшипник, частично реставрирует старый, набивает его смазкой и устанавливает на место;
- по советам коллег маховик монтируется без подшипника на свой страх и риск.
Съемник винтовой и ударный
Два подшипника на примере Форд Транзит выпуска 1987 – 2000
На форумах встречается информация по модернизации узла «подшипник внутри маховика». Например, на Фордах модификации Транзит, еще 87 – 00 годов выпуска, подшипник имелся в данном механизме сцепления/маховика/КПП.
Учитывая пробег этих иномарок, опытные пользователи вытаскивают выработавший ресурс подшипник, а вместо одного расходника устанавливают сразу два, друг за другом, мотивируя это следующими доводами:
- при солидном износе проточки первичного вала эффективность дополнительной опоры вращения полностью теряет смысл;
- дальний подшипник в данном случае остается не рабочим, служит обычной втулкой;
- ближний к первичному валу коробки подшипник является рабочим, немного выступает из плоскости маховика, обеспечивает надежное опирание первичного вала при включении сцепления.
Два подшипника порядной установки для Форд Транзит
Таким образом, бюджет ремонта увеличивается вдвое, но первичный вал и вся коробка передач служат дольше.
Диагностируем выход из строя подшипников коленвала на Форде
Необходимо выполнить диагностику мотора.
Посоветую вам как это сделать самому.
Процедура несложная.
Перечислим несколько причин, указывающих на изношенные подшипники коленчатого вала:
— давление масла в двигателе небольшое, хотя он прогрет до необходимой температуры. Причина кроется в выработке шатунных подшипников. При этом увеличивается зазор в шейках коленвала. Вкладыши коренных подшипников тоже могут поизноситься;
— слышен стук в моторе. Что это от коренных подшипников коленчатого вала – наличие глухого и металлического тона. Когда вы открываете дроссельную заслонку, то частотность стука растет, так как коленвал увеличивает вращение. Если зазор на оси большой – вы услышите, стук будет резче и громче и промежутки разные между звуками. Возможно, увеличен зазор упорного подшипника вала.
— различие в стуке коренных подшипников с шатунными «родственниками» заключается в большей резкости звука.
Определить откуда исходит стук просто.
Необходимо отключить поэтапно каждую из свеч зажигания.
Необходимо менять вкладыши и подшипники.
Хотя это сложная задача, но предлагаю ее выполнить вам самостоятельно.
Это сбережет денежные средства, значительную часть которых вы потратите, обратившись на станцию технического обслуживания автомобилей.
Вы приняли решение по замене подшипников своими руками.
Приступайте к подготовке, для чего скомплектуйте инструмент и приспособления по следующему перечню:
— набор ключей и головок;
-отвертки, молоток, плоскогубцы, круглогубцы;
— съемник;
— проникающая, смазывающая жидкость ВД40 (вэдэшка);
— литол 24;
— керосин или солярка;
— ветошь и тряпки.
Изучите основательно чертеж разбираемого узла.
Установка подшипника
Обратная операция запрессовывания подшипника не отнимает таких усилий, которые прилагает мастер, снимая опору качения. Достаточно использовать в качестве оправки головку подходящего размера и молоток. Основными нюансами установки подшипника являются:
- посадочное место следует очистить от оставшихся материалов, особенно после извлечения хлебным мякишем или мылом;
- смазка должна быть надежно защищена крышкой, если она попадет на сцепление, снизится качество передачи вращения, диск начнет проскальзывать внутри корзины.
Установка подшипника
Поскольку подшипник впрессован в маховик, сидящий на коленчатом валу, а внутрь него входит вал коробки КПП, необходима соосность вращения указанных сборочных единиц. Иначе расбалансировка первичного вала станет причиной замены всех остальных передач.
Таким образом, если в маховике конкретного двигателя игольчатый подшипник установлен на конвейере, следует обеспечить его техобслуживание и замену оригинальной запчастью или аналогом, допустимым в инструкции по эксплуатации машины.
Пошаговая инструкция
Для извлечения коленвала, необходимо демонтировать двигатель.
У вас должен быть обязательно помощник.
Когда вы движок сняли, приступайте к следующему этапу.
Необходимо слить моторное масло, выкрутив сливную пробку.
Далее снимаем картерный поддон и масляный насос.
Нужно вставить отвертку в зубья венца маховика и держать ее. При этом откручивая болты крепления. Как правило, крепеж выворачивается при помощи накидного ключа и не требуется удерживать маховик. Установите указанный ключ под девяносто градусов к линии, которая проходит через ось маховика, и болта который отворачиваете.
Нанесите по нему удар рукой.
Чтобы удержать сцепление, воспользуйтесь стальной пластиной имеющей два отверстия.
Прикрепите пластину при помощи болтов маховика непосредственно к сцеплению.
Необходимо подпереть движок, и отвернуть болты.
Больше эти болты не применяйте. Избавьтесь от них.
Крепеж необходимо затянуть на необходимый угол.
Так же снимается диск привода при коробке автомат.
Выкрутите каждый болт и отсоедините поддон картера.
Далее снимаем ремень зубчатый и головку цилиндров.
Поршня и шатун не трогайте, пусть они остаются в блоках цилиндров.
При помощи щупа измерьте люфт центрального подшипника.
Если имеется у вас индикатор для проверки люфтов, воспользуйтесь им.
Необходимо установить индикатор спереди блока цилиндров.
При этом наконечник, который измеряет люфт уперся в последнюю шейку коленвала.
Необходимо прижать вал отверткой к одной из сторон, и выставьте индикатор в нулевое положение.
Прижмите отверткой вал теперь в другую сторону.
Что покажет индикатор это, и будет значение осевого люфта коленвала.
Нужно записать полученные показания.
При выходе значений люфта за номинальный предел – учитывайте это при монтаже.
Маркером помечаем крышки подшипников коренных. Поочередно отворачиваем болтовое соединение с наружной стороны к внутри.
Снимаем каждую крышку.
Каждый номер крышки должен быть хорошо виден.
Вкладыш, который вы сняли с шейки необходимо хранить совместно с крышкой, которая соответствует ему.
Нужно снять упорное полукольцо, которым будет регулироваться осевой люфт.
Аккуратно вынимаем коленвал из блока цилиндров.
При помощи съемника удаляем направляющий подшипник на торце коленвала.
Промываем посадочное место керосином и насухо вытираем тряпкой.
Смазываем литолом 24.
Аккуратно запрессовываем новый подшипник.
Далее выполняем всю процедуру сборки точно так же как и демонтаж, только в обратной последовательности.
Как же выйти из ситуации и самостоятельно заменить все подшипники на коленвале Форда?
Это возможно.
Изучите настоящую статью.
Несвоевременно отремонтировав двигатель, повлечет замену всего силового узла.
Деньги будут потрачены немалые.
Причины, по которым подшипники коленчатого вала пришли в негодность могут быть различные.
Вот некоторые из них:
— моторное масло менялось не в сроки указанные в техническом паспорте автомобиля. Масло выработалось. Оно не такое вязкое и не выполняет необходимые функции. Коленвал работает в другом режиме и происходит выработка подшипников;
— воздушный фильтр пришел в негодность. Вы его не заменили. Пыль, песок и мелкие частицы он не задерживает. Все попадает непосредственно в масло.
И получается абразивная смесь. Она как наждаком истирает металлические детали, в том числе и подшипники. Они вырабатываются и приходят в негодность.Требуется замена;
— перегрев двигателя. Происходит по разным причинам. Но если вы до этого допустили, то подшипник может заклинить;
— эксплуатация двигателя не на той передаче при которой необходимо переключать скорости. Движок начинает работать под «натягом» или идти в «разнос».Коленчатый вал вибрирует. Подшипники работают в экстремальном режиме.
Любая из вышеперечисленных причин может привести к необходимости замены деталей.
Совокупность их ускорит этот процесс.