15.23. Замена тормозных колодок на задних барабанных тормозах
|
Рис. 14.23. Барабанный тормозной механизм заднего колеса: 1 – защитный кожух заднего тормоза; 2 – тормозная колодка; 3 – трос стояночного тормоза; 4 – упор; 5 – тормозной барабан со ступицей колеса; 6 – зажим крепления тормозной колодки; 7 – колесный тормозной цилиндр |
Обязательно заменяйте все колодки на одной оси автомобиля, даже если изношена только одна колодка. В противном случае это приведет к различным коэффициентам трения на колесах, что при интенсивном торможении будет уводить автомобиль в сторону
Осторожно приработайте новые тормозные колодки и во время первых 500 км избегайте резкого торможения. Тормозные колодки заменяются на новые, если старые износились, замаслились (стояночный тормоз не затормаживает автомобиль)
Тщательно следите за тем, чтобы все запасные части тормозной системы для вашего автомобиля были оригинальными и разрешены к применению (
рис. 14.23).
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТ
1. Снимите защитный чехол с рычага стояночного тормоза и поднимите вверх по рычагу.
2. Отверните гайку и освободите трос стояночного тормоза.
3. Отверните гайки и снимите заднее колесо.
4. Снимите ступицу заднего колеса с тормозным барабаном. Снимите датчик частоты вращения колеса, если он установлен.
5. С обратной стороны защитного кожуха заднего тормоза снимите зажим крепления тормозной колодки.
|
Рис. 14.24. Места установки тормозных колодок на поршни колесного тормозного цилиндра |
6. Отклоняя в стороны, снимите обе тормозные колодки с поршней колесного тормозного цилиндра (
рис. 14.24). Не повредите защитные чехлы колесных тормозных цилиндров.
7. Небольшой струбциной закрепите в исходном положении поршни колесного тормозного цилиндра.
8. Снимите с нижнего упора тормозные колодки и отклоните их вниз.
|
Рис. 14.25. Отсоединение троса (1) стояночного тормоза от отжимающей тормозной колодки (2) |
9. Оттяните назад отжимаемую тормозную колодку 2 (
рис. 14.25) и отсоедините от нее трос 1 стояночного тормоза. Сожмите зажим на защитном кожухе заднего тормоза и вытяните трос стояночного тормоза из защитного кожуха.
10. Снимите сначала нижнюю, потом верхнюю возвратные пружины.
|
Рис. 14.26. Снятие передней (набегающей) тормозной колодки (1) с распорной пластины (2) |
11. Освободите переднюю (набегающую) тормозную колодку 1 (
рис. 14.26) с распорной пластины. Если имеется, поверните автоматическое регулировочное устройство так, чтобы освободилась защелка тормозной колодки.
12. Повернув на угол 90°, снимите распорную пластину нижней тормозной колодки.
|
Рис. 14.27. Расположение опорных мест тормозных колодок на защитном кожухе заднего тормоза |
13. Очистите защитный кожух заднего тормоза и опорные места тормозных колодок, проверьте и смажьте их тонким слоем консистентной смазки на медной основе (
рис. 14.27).
14. Соберите тормозные колодки и распорные пластины. Следите за тем, чтобы автоматическое регулировочное устройство было установлено в первоначальное положение.
15. Установите на тормозные колодки возвратные пружины.
16. Подсоедините трос стояночного тормоза.
17
Поворачивая, осторожно установите тормозные колодки на поршни колесного тормозного цилиндра. Не повредите при этом защитные чехлы
Предварительно снимите струбцину, крепящую в исходном положении поршни колесного тормозного цилиндра.
18. Установите на упор обе тормозные колодки.
19. Установите ступицу колеса и тормозной барабан на ось. Сначала затяните новую гайку крепления ступицы колеса моментом 235 Н·м, потом отверните ее на 21/2 оборота. Рукой несколько раз проверните «свободный» тормозной барабан и в это время снова затяните гайку крепления ступицы моментом затяжки 235 Н·м.
20. Крышку ступицы частично заполните новой смазкой для колесных подшипников и с помощью трубы соответствующего диаметра и молотка осторожно установите крышку на ступицу колеса.
21. Несколько раз нажмите на педаль тормоза до появления сильного сопротивления, что позволяет отцентрировать только что установленные тормозные колодки по отношению к тормозному барабану и приводит автоматическое регулировочное устройство в рабочее положение, при котором оно регулирует зазор тормозных колодок.
22. Установите колеса и опустите автомобиль.
23. Отрегулируйте стояночный тормоз.
24. Во время заключительной пробной поездки осторожно проверьте работу тормозов и действие стояночного тормоза.
предыдущая страница15.22. Снятие тормозного барабана | следующая страница 15.24. Снятие колесного тормозного цилиндра |
Способы устранения неисправности
Прежде чем говорить о способах снятия заднего тормозного барабана, если он прикипел, нужно назвать причины, по которым это может произойти:
- Нагревание тормозной колодки приводит к расширению металла, из которого выполнен барабан, поэтому крышка залипает на корпусе.
- Грязь, скопившаяся между крышкой и корпусом.
- Быстрый нагрев элемента при торможении, а затем резкое охлаждение (к примеру, в водяной луже).
Все это приводит к прилипанию тормозного барабана. Отметим, что его демонтаж – дело довольно трудное. А потому специалисты не рекомендуют прибегать к резкому торможению в дождливую погоду, который демонтировать при замене колодок достаточно тяжело. А теперь расскажем о наиболее приемлемых способах снятия прикипевшего барабана.
Если мастера автосервиса практически без усилий справляются с данной задачей, имея достаточный опыт и необходимый инструмент, то обычному автомобилисту, решившему самостоятельно выполнить такую работу необходимо запастись определенным инструментом. Причем для каждого конкретного случая этот инструмент может быть разным.
Но всегда вам потребуется средство WD40, используемое при ремонте различных транспортных средств.
Кувалда вам в помощь
Использование данного метода предполагает надежную фиксацию авто. Лучше выполнять все действия на подъемнике (автомобильный домкрат не способен обеспечить максимальную устойчивость приподнятой машины). Кроме того, для этого может подойти металлический козел, предназначенный для опоры машины, либо обыкновенный пень от большого дерева. Перейдем непосредственно к последовательности действий при демонтаже тормозного барабана. Вам потребуется:
- Снять колесо.
- С помощью железной щетки почистить полость от скопления грязи.
- Обильно опрыскать поверхность составом WD40.
- С аккуратностью обстукать бурт барабана у днища, пока он не станет подвижным. Не нужно наносить удары чересчур сильно – это может привести к повреждению элементов авто.
Но целесообразно предупредить, что данный способ имеет один существенный недостаток – не у всех имеется кувалда и не все умет навыки обращения с ней. А потому целесообразно рассмотреть другие варианты решения данной задачи.
Экстремальный способ
Данный способ предполагает абсолютную фиксацию машины. Перед началом работ следует все тщательно проверить, ведь при соскоке автомобиля угрозы получения серьезных травм возрастают практически на 100%. Выбрав данный вариант снятия прикипевшего барабана, потребуется выполнить следующие действия:
- Сесть за руль.
- Включить зажигание.
- Включить 2 (3) передачу и бросить сцепление.
- Раскрутить мотор до средних оборотов.
- Заглушить силовой агрегат и демонтировать барабан.
Смысл данного метода заключается в раскручивании подвижной части оси, а значит, и самого барабана посредством центробежной силы. В данном варианте барабан элементарно будет сорван накипи.
Радикальная мера
Если вдруг описанные выше методы не привели к требуемому результату, кроме того, заклинило цилиндр тормозной системы, то целесообразно применить радикальные меры. Для выполнения работы потребуется дрель со сверлом (размер диаметра 2-3мм), медицинский шприц, кувалда. А вот что нужно сделать, если ничего не помогло:
- В местах стыка полуоси и барабана сделать несколько скважин.
- Шприцем заливать в отверстия тормозной жидкости и одновременно аккуратно бить по барабану кувалдой.
Для упрощения выполнения действий используйте специальный съемный ключ (можно купить или сделать самостоятельно). После выполнения подобных действий залипший барабан должен сняться. Но, если и сейчас этого не удалось сделать, то нужно посетить автосервис. Здесь мастера наверняка справятся с демонтажем тормозного барабана. Разумеется, за услугу нужно будет заплатить, но это будет дешевле, чем покупка новой ступицы или поворотного кулака, в случае их поломки.