Символ DOT указывает на возраст шины
Рис. 13.32. Испытательный номер ЕСЕ определяется по большой букве «Е» и номеру страны происхождения, например, «1» для Германии, «4» для Нидерландов
Действительная дата выпуска шины определяется номером DOT на боковине шины: с 1990 года после этих цифр стоит маленький треугольник. Номер DOT 1500 означает, что шину произвели на 15-й неделе 2000 года. На боковой стороне новых шин, выпущенных с 1 октября 1998 года, должен быть указан испытательный номер ЕСЕ (рис. 13.32). Каждый испытательный номер гарантирует, что шина прошла испытания по стандарту качества Европейской экономической комиссии (ECE-R30). Если на вашем автомобиле установлены шины с большим, чем 408, номером DOT и без испытательного номера ЕСЕ, значит, вы эксплуатируете шину без «общего разрешения на эксплуатацию».
Зимние шины
Рис. 13.33. Сравнение значений тормозного пути летних и зимних шин автомобиля без ABS: 1 – торможение на льду с блокировкой колес (скорость 30 км/ч); 2 – зимние шины; 3 – тормозной путь; 4 – летние шины; 5 – тормозной путь
Рис. 13.34. Сравнение значений тормозного пути летних и зимних шин автомобиля c ABS: 1 – торможение с ABS на заснеженной дороге (скорость 50 км/ч); 2 – зимние шины; 3 – тормозной путь; 4 – летние шины; 5 – тормозной путь
Даже для эксплуатации на осенних дорогах необходимо на автомобиль устанавливать зимние шины, а зимой без них вообще не обойтись. Это связано с тем, что рабочие поверхности шин изготовлены из специального материала на основе резины с высоким содержанием натурального каучука. Сцепление таких шин с поверхностью влажных, скользких дорог и при температуре ниже 7 °C гораздо лучшее, чем обычных летних шин (рис. 13.33, 13.34). Минимальная глубина профиля зимней резины составляет 4 мм. В любом случае на всех четырех колесах замените летние шины зимними — комбинация из летних и зимних шин опасна.
Защитные колпачки вентилей шин
Вентили шин должны быть всегда закрыты защитными колпачками, так как грязь, однажды попавшая в вентиль, нарушит герметичность шины, и давление в шине будет постоянно уменьшаться.
Рис. 13.35. Расслоение шины в результате перегрева из-за слишком низкого давления воздуха в шине
Ни в коем случае не допускайте эксплуатацию шин с низким давлением, так как в этом случае их температура превышает допустимый предел, что рано или поздно приведет к расслоению протектора или шина лопнет (рис. 13.35). Более высокое давление воздуха (на 0,2–0,3 бар) может быть даже выгодным: рулевое управление становится более чувствительным, а расход топлива немного уменьшается, однако при этом автомобиль движется «жестче».
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
Бережная эксплуатация шин
1. Никогда не превышайте скорость, разрешенную для ваших шин. Прежде всего это относится к шинам (M+S) категории «Q» (160 км/ч). При более высокой скорости шины больше изнашиваются, в самом худшем случае шина может лопнуть.
2. Избегайте максимальной скорости движения при полностью загруженном автомобиле. Проверьте температуру шины: если она равна температуре тела, значит, все в норме. Горячая резина — это сигнал тревоги, который указывает на слишком низкое давление в шине или повреждение каркаса шины. Немедленно демонтируйте такие шины и отдайте на проверку специалисту.
3. Если вы часто движетесь по автостраде с высокой скоростью, установите шины, индекс скорости которых на порядок выше указанного в техническом паспорте, например, «T» вместо «S».
4. При парковке старайтесь не наезжать боковинами шин на бордюры и другие препятствия – их надо переезжать на малой скорости и под прямым углом.
Шасси. Колеса и шины.
Рис. 13.30. Обозначения на боковине шины: 1 – маркировка шины: 215 – ширина шины в мм; 55 – отношение высоты профиля шины к ее ширине в процентах; ZR — радиальная шина; 16 – посадочный диаметр в дюймах; 93 – нагрузка (650 кг); Y — максимальная скорость (300 км/ч); 2 – данные для Северной Америки: допустимая наивысшая нагрузка и максимально допустимое давление воздуха, а также указание по мерам безопасности; 3 – направление вращения шины; 4 – конструктивное исполнение: приводятся данные о количестве и материале протектора и боковины шины; 5 – радиальная шина: в радиальной шине корд расположен под углом 90° к направлению вращения шины; 6 – бескамерная шина: внутренний воздухонепроницаемый слой заменяет камеру; 7 – MFS защита колесных ободьев; 8 – индикаторы износа протектора TWI: маркировка «TWI» или треугольники на боковине шины указывают расположение индикаторов износа протектора. При достижении минимальной глубины профиля (1,6 мм) обнажаются поперечные пластины; 9 – знаки проверки: номер Е — шина выполняет европейские предписания ЕСЕ-R30; цифра 4 – код страны, в которой проводилось испытание шины (Нидерланды); 10 – символы DOT: шина выполняет предписания американского Министерства транспорта (Department of Transportation) DM 6P 38 T — код DOT (кодировка изготовителя, размера и конструкции шины): 219 – дата изготовления (первая и вторая цифры — неделя выпуска, третья цифры — год выпуска); в примере: 21-я неделя 1999 года (с 2000 года применяется четырехзначное обозначение, например, 1500–15-я неделя 2000 года)
Характеристики современных шин — размер, внешняя нагрузка, внутреннее давление и максимальная рекомендуемая скорость движения — стандартизированы для обеспечения взаимозаменяемости шин при их эксплуатации (рис. 13.30). По действующим всемирным соглашениям размер шин приводится в миллиметрах или одновременно в миллиметрах и дюймах. Например, маркировка 155/ 70 R 13 означает, что ширина шины в ненагруженном состоянии равна 155 мм. Две следующие цифры указывают отношение высоты к ширине поперечного сечения профиля шины – 70%. Чем меньше это соотношение, тем более плоской и широкой является шина. Буква «R» характеризует конструкцию шины — радиальная (шина с радиальным расположением нитей корда). Последующие цифры определяют внутренний диаметр шины в дюймах
Приобретая новую шину, обращайте внимание на ее характеристику: новая шина должна подходить к ободу
На легковые автомобили устанавливают только радиальные шины.
Рис. 13.31. Бескамерная шина радиальной конструкции PKW-Reifens: 1 – протектор (профиль и расположение влияют на качества шины); 2 – основание (уменьшает сопротивление качению); 3 – нейлоновый корд (повышает устойчивость к высоким скоростям); 4 – стальной брекер (повышает стабильность движения); 5 – каркас шины (обеспечивает форму и прочность шины); 6 – воздухонепроницаемый внутренний слой, заменяющий камеру; 7 – боковина (защищает каркас от повреждений); 8 – борт (поддерживает точность управления и движения); 9 – сердечник борта (обеспечивает прочную посадку на ободе); 10 – усилительное утолщение (повышает точность управления и стабильность движения)