Установка зажигания ЗИЛ-130
Устанавливать зажигание при сборке двигателя, а также на двигателях, с которых снимались распределитель и привод распределителя, необходимо в следующем порядке:
- Установить поршень первого цилиндра в верхней мертвой точке такта сжатия, для чего повернуть коленчатый вал до совмещения отверстия на шкиве коленчатого вала с меткой ВМТ на указателе установки зажигания, расположенном на датчике ограничителя максимальных чисел оборотов (положение а на рисунке).
- Расположить паз на валу привода распределителя в сборе так, чтобы паз был параллелен риске на верхнем фланце корпуса привода распределителя. В таком положении надо вставить привод распределителя в гнездо блока, причем перед началом указанной операции необходимо расположить отверстия в нижнем фланце корпуса привода точно над резьбовыми отверстиями под болты крепления корпуса распределителя к блоку.После того как привод распределителя станет на свое место, угол между осью паза на валу привода и осью, соединяющей отверстия на верхнем фланце корпуса распределителя, должен быть в пределах ±15°.При большем угле следует переставить шестерню привода относительно шестерни распределительного вала на один зуб, сохраняя величину угла в заданных пределах. При этом паз на валу привода должен быть смещен к переднему концу двигателя.Если при этом корпус привода не удается установить так, чтобы не было зазора между его нижним фланцем и фланцем на блоке (что говорит о несовпадении шипа на валу привода распределителя и паза на валу масляного насоса), необходимо провернуть коленчатый вал двигателя на два оборота с одновременным легким надавливанием на корпус привода распределителя.
- Повернуть коленчатый вал двигателя на величину установочного угла опережения зажигания; для этого, вращая коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой, совместить в конце второго оборота отверстие в шкиве коленчатого вала с риской 9 на указателе установки момента зажигания (положение б на рисунке).
- Освободить болт крепления пластины к распределителю и вставить распределитель в гнездо привода распределителя так, чтобы октан-корректор был направлен вверх. В этом случае электрод ротора будет находиться против клеммы первого цилиндра на крышке распределителя.
- Снять крышку с распределителя, устранить зазоры в цепи его привода (взявшись за бегунок, повернуть до упора вал распределителя против часовой стрелки), включить зажигание и поворачивать корпус распределителя против часовой стрелки до появления искры между концом центрального провода, идущего от катушки зажигания, и массой (зазор между концом провода и массой должен быть 2—3 мм). При таком положении корпуса распределителя следует затянуть болт крепления пластины к распределителю.
- Проверить правильность установки проводов в крышке распределителя в соответствии с порядком зажигания в цилиндрах (1—5—4—2—6—3-7-8).
Перед установкой зажигания проверить и, если требуется, отрегулировать зазор между контактами прерывателя, а также совместить указательную стрелку верхней пластины октан-корректора с риской О на нижнем пластине.
Установку зажигания в двигателях, с которых снимался распределитель для регулировки и ремонта, но не снимался привод распределителя, нужно производить в соответствии с указаниями пп.3-6.
Установку зажигания на двигателях, на которых снимался ни распределитель, ни его привод, необходимо производить в соответствии с указаниями пп.3, 5, 6, немного отвернув перед операцией, указанной в п.5, болт крепления пластины к распределителю.
Установку зажигания на двигателе в соответствии с применяемым сортом топлива необходимо уточнить с помощью шкалы на верхней пластине распределителя (шкала октан-корректора) путем дорожных испытании автомобиля с грузом до появления детонации следующим образом:
- Прогреть двигатель и двигаться по ровному участку дороги на прямой передаче с установившейся скоростью.
- Резко нажать до отказа на педаль управления дроссельной заслонкой и держать ее в таком положении до тех пор, пока скорость возрастет до 60 км/ч. При этом надо прислушиваться к работе двигателя.
- При сильной детонации на указанном в п.2 режим работы двигателя вращением гаек октан-корректора переместить указанную стрелку верхней пластины по шкал в сторону знака «—».
- При полном отсутствии детонации на указанном в п.2 режиме работы двигателя вращением гаек октан-корректора переместить стрелку верхней пластины по шкале в сторону, о.
В случае правильной установки зажигания при разгоне автомобиля будет прослушиваться легкая детонация, исчезающая при скорости 40-45 км/ч.
Установка трамблёра и настройка межконтактного зазора
При монтаже прерывателя-распределителя важно установить его так, чтобы УОЗ был близким к идеальному
Монтаж прерывателя-распределителя
Процесс установки идентичен для контактных и бесконтактных трамблёров.
Необходимые инструменты и средства:
- ключ на 38 мм;
- ключ на 13 мм;
- контрольная лампа.
Порядок монтажных работ следующий:
-
Используя ключ на 38 мм, прокручиваем коленвал за гайку крепления шкива вправо до совпадения метки на шкиве со средней меткой на крышке газораспределительного механизма.
-
Устанавливаем трамблёр в блок цилиндров. Бегунок выставляем так, чтобы его боковой контакт был направлен чётко на первый цилиндр.
- К трамблёру подключаем все отсоединённые ранее провода за исключением высоковольтных.
- Подсоединяем к резервуару вакуумного регулятора шланг.
- Включаем зажигание.
- Один щуп контрольной лампы подключаем к контактному болту трамблёра, а второй — к «массе» автомобиля.
-
Прокручиваем руками корпус трамблёра влево до момента, когда контрольная лампа загорится.
- Закрепляем устройство в этом положении при помощи ключа на 13 мм и гайки.
Регулировка контактов прерывателя
От того, насколько точно будет выставлен межконтактный зазор, зависит стабильность работы силового агрегата, его мощностные характеристики и расход горючего.
Для регулировки зазора потребуются:
- гаечный ключ на 38 мм;
- шлицевая отвёртка;
- плоский щуп толщиной 0,4 мм.
Регулировка контактов выполняется в следующем порядке:
- Если крышка и бегунок трамблёра не сняты, снимаем их в соответствии с приведённой выше инструкцией.
- При помощи ключа на 38 мм проворачиваем коленчатый вал двигателя до того момента, пока кулачок на вале трамблёра не разомкнёт контакты на максимальное расстояние.
-
Используя щуп на 0,4 мм, измеряем величину зазора. Как уже упоминалось, он должен составлять 0,35–0,45 мм.
-
Если зазор не соответствует указанным параметрам, при помощи шлицевой отвёртки немного отпускаем винты крепления стойки контактной группы.
- Сдвигаем стойку отвёрткой в сторону увеличения или уменьшения зазора. Повторно производим замеры. Если всё правильно, фиксируем стойку, затянув винты.
- Производим сборку прерывателя-распределителя. Подключаем к нему высоковольтные провода.
Если вы имеете дело с бесконтактным трамблёром, никакой регулировки контактов производить не нужно.
Смазка трамблёра
Для того чтобы прерыватель-распределитель служил как можно дольше и не подводил в самый неподходящий момент, за ним необходимо ухаживать. Рекомендуется хотя бы раз в квартал производить его визуальный осмотр, удалять с устройства грязь, а также смазывать.
В начале статьи мы говорили о том, что в корпусе трамблёра имеется специальная маслёнка. Она нужна для того, чтобы смазывать опорную втулку вала. Без смазки она быстро выйдет из строя и будет способствовать износу вала.
Для смазки используется чистое моторное масло
Для смазки втулки необходимо снять крышку трамблёра, повернуть маслёнку так, чтобы её отверстие открылось, и капнуть внутрь неё 5–6 капель чистого моторного масла. Сделать это можно при помощи специальной пластиковой маслёнки или медицинского шприца без иглы.
Видео: смазка трамблёра
Систематически обслуживайте трамблёр вашей «копейки», вовремя его ремонтируйте, и он будет служить ещё очень долго.
Принцип работы контактной системы зажигания
Подобно бесконтактной и электронной системы контактный аналог работает по принципу преобразования и накапливания энергии, которая поступает от аккумулятора на первичную обмотку катушки зажигания. Этот элемент имеет трансформаторную конструкцию, которая обеспечивает преобразование 12В в напряжение до 30 тысяч вольт.
Эта энергия распределяется трамблером на каждую свечу, благодаря чему в цилиндрах поочередно, в соответствии с фазами газораспределения и тактами двигателя, образуется искра, достаточная для воспламенения ВТС.
Всю работы контактной системы зажигания можно условно разделить на следующие этапы:
- Активация бортовой сети. Водитель поворачивает ключ, контактная группа замыкается. Электричество от батареи идет на первичную обмотку КЗ.
- Генерация тока высокого напряжения. Этот процесс происходит за счет образования магнитного поля между витками первичного и вторичного контура.
- Запуск мотора. Поворот ключа в замке до упора провоцирует подключение стартера к электросети авто (все, что нужно знать о работе этого механизма, рассказано здесь). Проворачивание коленчатого вала активирует работу газораспределительного механизма (для этого используется ременная или цепная передача, о которой рассказывается в другой статье). Так как трамблер зачастую начинает работать вместе с распредвалом, то его контакты поочередно замыкаются.
- Генерация тока высокого напряжения. Когда срабатывает прерыватель (на первичной обмотке резко пропадает электричество), магнитное поле резко исчезает. В этот момент во вторичной обмотке за счет эффекта индукции появляется ток с напряжением, необходимым для образования искры в свече. Этот параметр зависит от модификации системы.
- Распределение импульсов. Как только размыкается первичная обмотка, высоковольтная линия (центральный провод, идущий от катушки до трамблера) оказывается под напряжением. В процессе вращения вала трамблера вращается и его бегунок. Он замыкает контур, предназначенный для конкретной свечи. По высоковольтному проводу импульс сразу поступает в соответствующий надсвечник.
- Образование искры. Когда ток высокого напряжения поступает на центральный сердечник свечи, небольшое расстояние между ним и боковым электродом провоцирует пробой с электрической дугой. Воздушно-топливная смесь загорается.
- Накапливание энергии. В доли секунды контакты распределителя размыкаются. В этот момент замыкается контур первичной обмотки. Между ней и вторичным контуром снова образуется магнитное поле. Дальше КСЗ работает по принципу, описанному выше.
Неисправности трамблёра, их признаки и причины
С учётом того, что конструкции трамблёров контактного и бесконтактного типа почти не отличаются, их неисправности также идентичны. К наиболее распространённым поломкам прерывателя-распределителя можно отнести:
- выход из строя контактов крышки;
- подгорание или износ бегунка;
- изменение расстояния между контактами прерывателя (только для контактных трамблёров);
- поломка датчика Холла (только для бесконтактных устройств);
- выход из строя конденсатора;
- повреждение или износ подшипника подвижной пластины.
Рассмотрим неисправности более детально в контексте их признаков и причин.
Выход из строя контактов крышки
Учитывая, что контакты крышки изготовлены из сравнительно мягких материалов, их износ неизбежен. Кроме этого, они нередко подгорают, ведь через них проходит ток в несколько десятков тысяч вольт.
Чем больше износ контактов, тем больше вероятность их подгорания
Признаками износа или подгорания контактов крышки являются:
- «троение» силовой установки;
- усложнённый запуск двигателя;
- снижение мощностных характеристик;
- нестабильный холостой ход.
Подгорание или износ контакта бегунка
С бегунком ситуация аналогична. И хотя его раздающий контакт выполнен из металла, со временем изнашивается и он. Износ приводит к увеличению зазора между контактами бегунка и крышки, что, в свою очередь, провоцирует образование электрической искры. В итоге мы наблюдаем те же симптомы нарушения работы двигателя.
Бегунок также подвергается износу с течением времени
Изменение величины зазора между контактами
Межконтактный зазор в прерывателе трамблёра ВАЗ 2101 должен составлять 0,35–0,45 мм. Если он выходит из этого диапазона, возникают сбои в системе зажигания, что сказывается на работе силового агрегата: двигатель не развивает необходимой мощности, автомобиль дёргается, расход горючего увеличивается. Проблемы с зазором в прерывателе возникают довольно часто. Владельцам автомобилей с контактной системой зажигания приходится регулировать контакты как минимум раз в месяц. Основная причина подобных неполадок — постоянные механические нагрузки, которым подвержен прерыватель.
При изменении установленного зазора нарушается процесс искрообразования
Поломка датчика Холла
При возникновении проблем с электромагнитным датчиком в работе мотора также начинаются перебои: он запускается с трудом, периодически глохнет, автомобиль дёргается при разгоне, обороты плавают. Если же датчик вообще сломается, запустить двигатель вам вряд ли удастся. Из строя он выходит нечасто. Основным признаком его «смерти» является отсутствие напряжения на центральном проводе высокого напряжения, выходящем из катушки зажигания.
Если датчик выйдет из строя, двигатель не запустится
Неисправность конденсатора
Что касается конденсатора, то он также выходит из строя редко. Но когда это происходит, начинают подгорать контакты прерывателя. Чем это заканчивается, вы уже знаете.
При «пробитом» конденсаторе контакты прерывателя подгорают
Поломка подшипника
Подшипник служит для обеспечения равномерного вращения подвижной пластины вокруг вала. В случае его неисправности (закусывания, заклинивания, возникновения люфта) регуляторы угла опережения зажигания работать не будут. Это может стать причиной детонации, увеличения расхода топлива, перегрева силовой установки. Определить, исправен ли подшипник подвижной пластины, можно только после разборки трамблёра.
При неисправности подшипника возникают перебои в регулировании УОЗ
Ремонт электронных систем зажигания
Любая неисправность сильно будет влиять на работоспособность машины, поэтому её необходимо устранить в кратчайшие сроки. Для этого можно воспользоваться услугами профессионалов либо попытаться выполнить его самостоятельно. В первую очередь необходимо проверить состояние свечей. В среднем свечи заменяются в БСЗ каждые 18 — 20 тысяч километров пробега независимо от их состояния. Если замена выпадает на зимний период, а свечи визуально в рабочем состоянии, то их можно отложить и использовать в весенне-осенний период.
Изношенные свечи, которые имеют изолятор светлого серо-коричневого оттенка свидетельствуют о том, что детали совместимы с данным типом двигателя, а мотор работает исправно и стабильно. Нагар чёрного цвета свидетельствует о том, что свечи не подходят для данного движка либо топливная смесь переобогащена горючим. Выгорание электродов указывает на проблему в работе ДВС.
Неправильная работа может быть вызвана некачественным топливом, неверными пропорциями рабочей смеси, некорректной установкой системы зажигания.
Если не запускается движок, то возможны следующие причины поломки:
- Электрический ток не поступает на контакты прерывания из-за того, что они загрязнились, окислились либо пригорели.
- На контактах появились деформации.
- Обрыв проводов либо их замыкание на массу.
- Поломка выключателя зажигания из-за чего не происходит замыкание контактов цепи.
- Выход из строя конденсатора вследствие замыкания.
- Обрыв в катушке зажигания. Дефект проявляется преимущественно в нарушении целостности первичной обмотки. В некоторых случаях причиной может стать повреждение вторичной обмотки.
- Утечка электрического тока в роторе распределителя. Данный процесс возможен при попадании во внутрь влаги либо образовании нагара на внутренней стороне крышки.
- Не поступает питание на свечи. Помимо повреждения целостности проводов причиной такой неисправности может стать неправильная посадка свечей в гнёздах, их замасление либо окислении наконечников.
Все эти причины решаются переборкой системы зажигания и переустановкой некоторых деталей. Иногда может потребоваться регулировка работы движка, которую лучше произвести в специализированном автосервисе.
Другим признаком неисправности может стать неустойчивая работа движка либо остановка его работы на холостом ходе. Причиной такой неисправности чаще всего становится:
- преждевременное зажигание в цилиндрах, что не позволяет полноценно работать мотору;
- увеличенное расстояние между электродами свечей;
- послабление пружины грузиков в регуляторе, который отвечает за контроль за опережением зажигания.
В основном причины данных поломок кроются в неправильной регулировке. Повторная настройка или корректировка положения позволит за короткий срок забыть о проблеме. Все манипуляции удобно проводить самостоятельно, но необходимо заранее подготовить ветошь, так как чаще всего в процессе работы сильно пачкаются руки.
Если в работе двигателя наблюдаются сбои при различной частоте вращения, то причинами такой неисправности со стороны бесконтактной системы зажигания могут стать:
- повреждения проводов, послабление их креплений, окислительные процессы на наконечниках;
- повреждение контактов прерывателя: сгорание, окисление, загрязнение, сдвиги;
- нарушение работоспособности конденсатора;
- ослабление пружинки уголька, её надлом либо износ;
- подгорание контактов в роторе;
- проблемы со свечами.
Если вариант со свечами исключён, то лучше обратиться в автоцентр для проведения комплексной диагностики всего авто и выявления причин нестабильной работы ДВС.
Ещё одной характерной неисправностью, которая появляется из-за неправильной работы зажигания, выступает невозможность развить полную скорость. В таком случае причинами могут выступать:
- неправильный монтаж момента зажигания;
- чрезмерный износ втулки в прерывателе;
- заедание грузиков либо послабление их пружин в регуляторе опережения зажигания.
Если нет уверенности, что ремонт будет проведён качественно, то стоит обратиться в центры, которые специализируются на данных устройствах. Опытные мастера не только восстановят работоспособность авто, но и могут дать несколько советов, которые существенно улучшат качество поездок, а также продлят срок службы деталей.